В братской Польше - Стр.12
Личный состав полка продолжал выполнять боевые различные задания штаба инжвойск 8-й гвардейской армии и I-го Белорусского фронта, а в общевойсковых вышестоящих штабах уже разрабатывались планы дальнейшего наступления от Вислы до Одера.
В этих планах командование фронта намечало мощное массированное наступление с магнушевского плацдарма общевойсковых и танковых армий в общем направлении на Познань.
Ближайшей оперативной цепью фронта ставился прорыв обороны немцев на двух направлениях одновременно с целью разгрома Варшавско-Радомской группировки противника с дальнейшим выходом к Лодзи. В последующем продолжать стремительное наступление механизированных и танковых армий в общем направлении на Познань (Позен) до рубежа Бромберг (Быдгощь) – Познань (Позен), где войти в оперативное соприкосновение с войсками Первого Украинского фронта.
Такой массированный удар, который намечался с Магнушевского плацдарма, требовал сосредоточения на плацдарме большого количества войск общевойсковых армий для прорыва обороны противника, а так же механизированных и танковых армий для ввода в прорыв с целью развития наступления.
Накапливание войск одновременно требовало накапливания и материальных ресурсов.
Учитывая намечаемые высокие темпы наступления, большую глубину прорыва, запланированную для предстоящих боевых действий, командование фронтом ставило огромные и ответственные задачи перед службой тыла.
Необходимо было подготовить в исходных районах для дивизий наступавших в первом эшелоне до трёх боекомплектов, три заправки горючесмазочными материалами и более пяти сутодач продовольствия.
Снабжение огромного количества войск на Магнушевском плацдарме
(несколько общевойсковых и танковых армий) всецело зависело от переправ, от строительства мостов, от состояния дорог и подъездов к реке.
Огромная доля этой грандиозной задачи выпала и на долю Первого понтонно-мостового полка.
Двадцать девятого августа командир полка получил директиву штаба инжвойск 8-й гвардейской армии об участии полка в строительстве нового высоководного двухпутного деревянного балочного моста под грузы 60 тонн через реку Висла в районе Подвежбе.
На следующий день гвардии подполковник Трахтенберг с капитаном Андреевым прибыли в штаб инжвойск 8-й гвардейской армии, где получили конкретные указания.
За всё время боевых действий полку не приходилось строить самому, ни участвовать в строительстве такого грандиозного сооружения как этот мост в районе Подвежбе.
Проектная длина моста составляла 1353 метра, в том числе с правого берега эстакадная часть из 34-х пролётов равна 154 метра и эстакадная часть левого берега 77 пролётов общей длиной 347 метров. Но больше всего занимала русловая часть длиной 852 погонных метра, 112 пролётов. Каждый пролёт по 7 метров. Глубина воды 2,5-3,5 метра.
К строительству были привлечены кроме Первого понтонно-мостового полка и другие части: 19 ОМСБ, 206 ОДСБ, 72 и 155 ВСО. Начальником строительства и техническим руководителем был назначен высококвалифицированный инженер-строитель инженер-майор Беккер.
На долю полка выпало задание по заготовке трелевке и подвозу деталей пролётного строения, укладка его и устройство проезжей части с левого берега по мере готовности опор. Кроме того обслуживание работы ЛСР и АЭС по заготовке пиломатериала, свай, насадок и других деталей моста, а так же обслуживание катеров, глиссеров, паромов и барж используемых при строительстве моста, буксировке и подвозу деталей опор и верхнего строения.
Строительство моста началось в условиях ледостава на реке Висла.
Сначала по реке пошла шуга, которая задала строителям много хлопот. Потом пошли льдины и целые их нагромождения.
Готовым участкам моста и отдельным опорам угрожали льдины, проносившиеся с огромной скоростью по поверхности воды на фарватере и нагромождавшие на отмелях и у готовых опор целые торосы создавшие заторы. Вследствие этого поднимался уровень воды, ускорялось течение у дна и между опор, зачастую вымывая уже забитые сваи, а то и целые готовые опоры, сносило верхнее строение.
Для борьбы с разыгравшейся стихией был привлечён весь личный состав полка и из каждой инженерной части участвующей в строительстве моста. Были выделены команды подрывников для ликвидации заторов и крупных льдин. Борьбе с ледоходом помогали артиллеристы, которые вели огонь со 120 мм миномётов по крупным льдинам на дальних подступах к мосту.
Шестнадцатого декабря внезапно наскочившим ледяным торосом сорвало два готовых пролёта и сильным течением понесло к существующему мосту в районе Ляткув, создавая угрозу его разрушения. Дежурный моторист катера БМК-70 коммунист сержант Дёмин Иван Васильевич и рядовой комсомолец Волков Виктор Яковлевич на своих катерах, лавируя между льдинами, рискуя затоплением катеров и своими жизнями, устремились в погоню за сорванными пролётами верхнего строения.
Используя весь свой опыт и умение вождения катеров в сложных условиях они с помощью командиров понтонных отделений коммунистов сержанта Ерохина И.А , ефрейтора Самосадова Г.И. и их подчинённых рядовых понтонёров зачали мостовые пролёты, прибуксировали к берегу и доставили к месту строительства моста.
Через день, восемнадцатого декабря вновь повторилось то же, но уже с другими двумя опорами и вновь отважные мотористы спасли лесоматериал, догнав и прибуксировав его к мосту.
В течение трёх дней шла упорная борьба с ледоходом и днём и ночью, но строительство моста не прекращалось. Задачи полка периодически менялись, в результате полк за время строительства возвёл 107 пролётов моста с высоким качеством работ, что было отмечено командованием 8-й гвардейской армии и командованием фронта.
25 декабря 1944 года строительство моста посетил представитель Ставки Верховного Главнокомандующего маршал Советского Союза Жуков Г.К., который хорошо отозвался о качестве и ходе строительства моста, но, в связи с крайне ограниченными сроками подготовки предстоящей наступательной операции, приказал ускорить темпы строительства и установил новый срок готовности моста – первого января 1945 года.
Все силы, весь личный состав полка и всех инженерных частей, были брошены на окончание строительства. Понтонёры, сапёры и военные строители, воодушевлённые похвалой маршала и сознавая важность выполняемого задания, проявили самоотверженность и исключительное трудолюбие, работали, не считаясь со временем, отдыхая лишь в часы приёма пищи и лишь в эти два–три часа удавалось прикорнуть у костра, когда уже совсем ноги не держали и глаза невольно закрывались сами.
Даже празднование второй годовщины формирования полка было перенесено на третье января.
На канун нового 1945 года тридцать первого декабря мост полностью был готов и по нему сплошным потоком пошли на Магнушевский плацдарм тяжёлые грузы, танки, самоходки, артиллерия на тракторной тяге и другие войска.
Был такой эпизод. К мосту подошла колонна танков. Из командирского танка вышел полковник и, посмотрев со стороны, взошёл на мост. Пройдясь по мосту, он оглядел его, настил моста, его опоры и, обращаясь к офицерам, следовавшим за ним, сказал: «Мост, кажется, прочный, сделан на совесть, можно сократить расстояние между машинами на дистанцию одного пролёта». Это был командир 44-й гвардейской танковой бригады Гусаковский - ныне маршал бронетанковых войск.
В строительстве этого моста личный состав и командование полка выдержали большое испытание, показав высокую подготовленность и способность выполнять сложные строительные работы.
Особенно достойны похвалы в работе на реке Висла коммунисты и комсомольцы офицеры и солдаты, участвовавшие в строительстве моста, инициатива и личный пример которых повели за собой всех понтонёров на самоотверженны труд ради досрочного окончания строительства моста.
Огромную агитационно-пропагандистскую и мобилизационную работу проводили заместитель командира полка подполковник Гусев И.Ф., агитатор полка капитан Анкуданов М.А., парторг полка майор Ивлев М.П. и комсорг полка Саша Чуранов, а также заместители командиров батальонов по политчасти, парторги батальонов и рот, комсомольские вожаки.
Проводя большую агитационно- мобилизационную работу они личным примером увлекали беспартийных сержантов и солдат и с ними вместе до двадцати часов в сутки не уходили со строительства моста. В критические моменты в период ледохода, грозившего срывом строительства моста, партийно-политический аппарат участвовал непосредственно в практической работе их борьбе с ледоходом, личным примером в труде, увлекали бойцов на выполнение задания, пренебрегая опасностью для своего здоровья и жизни.
Выгадывая небольшие перерывы в работе за счёт считанных минут отдыха, партийные и комсомольские организаторы находили время для рассмотрения заявлений и оформления приёма в кандидаты партии и комсомола.
Самоотверженная работа коммунистов и комсомольцев в ходе выполнения боевых задач на реке Висла несоизмеримо подняла роль и авторитет партийной и комсомольской организации полка. Большое число беспартийных солдат и сержантов вступили в это время в ряды партии и комсомола.
В период самых напряжённых боёв на реке Висла партийная организация полка приняла в свои ряды 65 лучших солдат, сержантов и офицеров, отличившихся на переправах и при строительстве мостов.
Вот как оценивало командование армии деятельность полка на реке Висла.
«В период наступления армии на участке Тарнув-Магнушев, в трудных условиях бездорожья, следуя за боевыми порядками передовых отрядов армии, полк с одним батальоном I-го ОПМП обеспечил переправу войск через реку Висла наведя четвёртого августа под прикрытием дымовой завесы 16-ти тонный мост, который подвергался непрерывным воздействиям авиации противника.
Боевая техника затопленная при бомбёжке моста противником девятого и десятого августа 1944 года благодаря умелой организации работ командования полка и боевой выучки понтонёров за короткий период была поднята и приведена в полную боевую готовность силами полка.
С 9 по 23 ноября 1944 года впервые в условиях Отечественной войны полком произведена переброска тяжёлого переправочного парка СП-19 на участке Гурки-Голендры протяжённостью 20 километров, где понтонёры показали мастерство и знание боевой техники.
С первого декабря 1944 года по второе января 1945 года в условиях осеннего ледостава полк построил 107 прол1тов высоководного моста через реку Висла в районе Повежбе, показав высокую готовность офицерского состава к производству мостовых работ и выучку понтонёров.
Полк является боевой, сколоченной, организационной частью способной выполнять любые задания командования.
За хорошую организацию работ и сколоченность личного состава командиру полка гвардии подполковнику Трахтенбергу А.М. и всему личному составу полка объявляю благодарность.
5.01.1945г. Начальник инженерных войск 8-й гвардейской армии
Генерал-майор Ткаченко». *6)
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
*6) Архив МО ф.1 ОТМПМП оп.22764 д.1 стр.69.