Войска Юго-Западного фронта, развивая наступление, вышли на рубеж реки Северный Донец

ФОРМИРОВАНИЕ - Стр.4


К концу января войска Юго-Западного фронта, развивая наступление, вышли с боями на рубеж реки Северный Донец, освободив города Чертково, Миллерово, Старобельск и многие населённые пункты на Дону. Войска Южного фронта вышли к нижнему течению Дона. В окружённом Сталинграде начались бои по ликвидации расчленённых группировок окружённого противника.

         Теперь обстановка позволяла проводить работу по извлечению понтонного имущества из реки Волга у Красной Слободы и завода «Красный Октябрь», куда и передислоцировалась первая понтонная рота старшего лейтенанта Тумасьева Н.И.

         Остальные подразделения полка, не занятые на восстановлении техники, занимались боевой подготовкой.

         Прибывший и вступивший на должность командира полка майор Чистов Н.И., потребовал такой постановки вопросов, как-будто и нет войны, как в мирное время: строгое выполнение распорядка дня, соблюдение форм одежды, строгое выполнение уставов, сбережение техники, причём во главе этих требований ставились взыскания.

         И пошли приказы по полку, взыскания на рядовой и сержантский состав, начёты на командиров взводов, рот и начальников служб, комиссии, проверки, опять начёты, выговора. Круто взял. Но, все от рядового  до командиров внешне заметно подтянулись, подремонтировали своё безвременно изношенное в боях и на переправах обмундирование, но все старались не попадаться на глаза командиру полка. Майор Чистов Н.И. в изношенности обмундирования, в неточности выполнения строевых правил, позабытых, а то и просто не успевших их приобрести за тяжким понтонёрским трудом солдат видел расхлябанность и не замечал боевой и трудовой сплочённости и боевого духа понтонёров.  

         Вступивший в должность заместителя командира полка по строевой части майор Пономаренко А.А., всегда спокойный, немного медлительный в движениях, большую часть времени находился на объектах работ среди бойцов и сержантов, в кругу командиров, вселял в них уверенность в их силах. При его появлении они обступали его, расспрашивали обо всём, а потом ещё с большим рвением и энергией каждый выполнял свою работу. И после прибытия майора Чистова Н.И. и вступления его в должность командира полка за майором Пономаренко А.А. так и сохранилось выражающее всеобщее признание, уважение и любовь имя «Батя», которым на фронте воины обычно называли любимых командиров.

         В его присутствии майор Чистов Н.И. чувствовал себя неловко, особенно в окружении командиров и рядовых, которые всё внимание, все вопросы и запросы обращали к заместителю, а не к командиру полка и майор Чистов старался как можно больше его отправлять по объектам работ в районы подъёма катеров в Сарепту, Ахтубу, Красную Слободу, завод «Красный Октябрь» или в Калач на Дону, где производился ремонт и восстановление извлечённых из реки Дон катеров С-25, в село Татьянка, где проводилась заготовка деревянных ферм парка, в мастерские судоремонта  Нижне-Волжского  речного пароходства и всюду работа спорилась, и люди не оставались незамеченными.

         Так по докладу майора Пономаренко приказом по полку за отличную работу по извлечению и ремонту катеров личному составу первой роты и командирам взводов лейтенантам Радчик и Кузнецову объявлена благодарность. Пожалуй, это было первое поощрение с момента формирования полка.

         Работа с катерами С-25 и фермами парка СП-19 представляет исключительно тяжёлый труд, особенно в условиях, когда полк не имел специальных кранов для погрузочно-разгрузочных работ, а также не имел тракторов-тягочей и специальных тележек.

         Особенно огромную трудность представляла транспортировка катеров и ферм к местам погрузки на железнодорожные платформы, погрузка их и разгрузка в месте сосредоточения. В каждом отдельном случае необходимо устройство эстакад для погрузки и разгрузки, устройства саней или склизей для перемещения катеров по земле. Все эти работы выполнялись вручную с помощью ваг, рычагов, лебёдок воротов, и, конечно, с песней, напоминающей волжскую «Дубинушку», да и большая часть понтонёров были волжане из села Семёновское Горьковской области.

         Для одного катера от уреза воды до железнодорожных путей на расстояние 20-30 метров  и подъём его на насыпь и платформу на общую высоту до 5 метров с боковым поворотом на 20 метров с помощью двух воротов необходимо 80 человек, это без подготовительных работ, как изготовление воротов, для чего необходимо иметь кряжи твёрдых пород дерева диаметром 30-40 см.