К мосту прорвалось 9 самолётов - О Первом Понтонном

Становление - Стр.3


         Почти каждый день авиация противника, несмотря на сильную зенитную защиту, пыталась прорваться к мосту. Первый налёт и бомбардировка моста совершилась 23 ноября ночью. Потери в людях и технике были в основном  с правого берега на участке второго понтонного полка. Второй прорыв к мосту авиации противника удался утром 28 ноября. К мосту прорвалось 9 самолётов. На этот раз удар пришёлся  на участок первого полка. Был повреждён один резервный паром, при этом погиб сержант Паркаев Фёдор Михайлович, отличный понтонёр, участник боёв под Сталинградом (где он был легко ранен). При ликвидации повреждений парома погибли два бойца из его отделения рядовой Алиев Навруз и Певцов Василий. Получил ранение командир мостовой роты лейтенант Маголин Евгений Васильевич и два понтонёра из его роты, находившиеся на обслуживании моста.

На строительстве деревянного балочного моста встретилась неприятная неожиданность, грунт дна на фарватере реки на протяжении около 30 метров оказался скалистым, что не позволяло забивку свай. Нужно было переходить на устройство ряжевых опор. Командир полка майор Чистов Н.И. не уделил должного внимания произведённой разведке места постройки моста, что привело к срыву сроков строительства, за что был отстранён от командования полком. Но основной причиной явилось в основном трудность управления полком, в котором оказался командир и его штаб.

         Фактически же , причины недостаточной оперативности в руководстве полком со стороны его командира и штаба больше состояли в том положении, в котором был поставлен полк.

         Главное то, что полк был сформирован и оснащён имуществом двух парков различного предназначения. Один батальон с парком ТМП перевозимый на автомашинах и был предназначен для переправ тяжёлых грузов, высокоподвижных танковых и механизированных соединений, обладающий большой подвижностью, более лёгок в погрузке и разгрузке, а также в сборке мостовых и паромных конструкций. Другой батальон с парком СП-19 предназначен для переправы железнодорожных грузов, но средств для его транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ не имел. Кроме того, то количество имущества, которое было в батальоне, не позволяло только своими силами и средствами самостоятельно навести мост на крупных реках и требовало обязательной кооперации с другим полком оснащённым таким же парком, что само собой умоляло самостоятельность и роль руководства полка при непосредственной наводке переправы.

         При перемене места переправы, если это невозможно было осуществить сплавом по реке на моторах парка, создавались огромные затруднения для полка при производстве эстакад для погрузки и разгрузки парка. Таким образом, парк СП-19 становился тормозом в передвижении полка, а зачастую, как будет далее отмечено, просто балластом ограничивающим деятельность полка.

         Двойственное предназначение полка затрудняло управление подразделениями полка особенно при передислокации по железной дороге вплоть до потери связи между собой и руководством полка.

         Вторым отрицательным явлением, затрудняющим управление полком были не всегда обоснованные, не своевременно, а зачастую и вовсе необеспеченные транспортными средствами, частые переподчинения от фронта к фронту, из армии в армию, что создавало  отсутствие ответственности определённого вышестоящего руководства за состояние техники, за снабжение горючим, транспортом и другими видами снабжения.

         Вот хронология переподчинения полка:

22.09. 1943 года – полк переходит из Южного фронта в подчинение Юго Западного

02.10.1943 года – из Юго- Западного с Степной фронт;

31.10.1943 года – из 2-го Украинского (бывшего Степного) в 3-й Украинский   фронт;

03.12.1943 года – из 3-го Украинского во 2-й Украинский фронт;

14.01.1944 года – из 2-го Украинского в 4-й Украинский фронт;

07.03.1944 года – из 4-го Украинского в 3-й Украинский фронт.

         Таким образом, за неполных 6 месяцев пять переподчинений между фронтами при этом парк СП-19 использовался только один раз. За этот же период построено около 30 эстакад под грузы 30 тонн длиной от 12 до 30 метров для погрузочно-разгрузочных работ с парком СП-19.