Из истории ВОВ - Одер / Одра/ о понтанерах

Глава 6. ВИСЛА – ОДЕР - Стр.4

 


Следуя в колоннах Первой гвардейской танковой бригады – передового отряда армии, первый понтонный батальон полка под командованием майора Тумасьева Н.И. утром 21 января прибыл в освобождённый танкистами город Конин и к 22:00 часам восстановил взорванный противником деревянный мост через реку Варта, а с подходом автомашин с имуществом парка навёл

60-и тонный наплавной мост.

         Эти две переправы обеспечили беспрепятственное продвижение 8-го гвардейского механизированного корпуса.

         Стремительно продвигаясь, к утру 24 января мотострелки двацатой гвардейской механизированной бригады вновь подошли к реке Варта в районе Чапуры и, переправившись по льду, заняли плацдарм до 5-и километров по фронту.

         Первый понтонный батальон полка, сняв наплавной мост в районе Конин, стремительным продвижением за передовым отрядом корпуса под неоднократным воздействием авиации противника ко второй половине дня

24-го января прибыл в район Чапуры и к 18:00 часам навёл 60-и тонный понтонный мост. Поэтому мосту переправились на плацдарм танки первой гвардейской танковой бригады и мотострелки на бронетранспортёрах 21-й гвардейской механизированной бригады, которые сменили войска 20-й гвардейской мехбригады и значительно расширили плацдарм по фронту и в глубину.

         Двумя днями раньше 40-я гвардейская танковая бригада вышла к реке Варта в 20-и километрах севернее города Познань (Позен), но форсировать реку не смогла, так как на реке шла шуга.  

         Река Варта представляет собой незначительный водный рубеж, однако конфигурация её русла очень извилиста и неоднократно пересекает направление наступающих войск фронта и в частности войскам 1-й гвардейской танковой армии приходилось форсировать её неоднократно. Ширина реки доходит до 80-и метров и глубина до 1,8-2 метра. Пойма реки в основном заболочена или представляет собой луг со слабым зыбким грунтом. Грунт дна илистый. Всё это исключало переправу танков вброд т требовало обязательной наводки понтонных мостов, так как противник все мосты отходя уничтожил.

         «Любая водная преграда, если её нельзя преодолеть вброд, порой становится тормозом стремительного продвижения танков. Сиди и жди, пока тебя перебросят средствами армии или фронта».

         Так, вероятно по поводу переправ на реке Варта, писал бывший командир 11-го гвардейского танкового корпуса, ныне маршал бронетанковых войск А. Бабаджанян в своей книге «Дороги победы». (Москва. «Молодая Гвардия» 1975г. стр. 193).

         Второй понтонный батальон полка, сняв наплавной мост на реке Пилица, продвигался маршем за передовым отрядом 11-го гвардейского танкового корпуса.

         Командование корпуса и бригады, увлечённые стремительным продвижением своих частей не обеспечили горючим понтонный батальон, который с огромными трудностями по забитым войсками армии дорогам, собирая бензин с разбитых трофейных автомашин, без зенитного прикрытия, пробился к реке Варта в районе Бабки-Чапуры и после рекогносцировки места переправы 24-го января навёл наплавной мост длиной 97 метров.

         За время содержания этой переправы авиация противника трижды совершала налёт на мост, но прямого попадания авиабомб на мост не было, однако отдельные авиабомбы рвались непосредственно у моста, пробивая осколками понтоны и поражая понтонёров и переправляющиеся войска.

         Понтонёры, не сходя со своих расчётных мест, наблюдали за состоянием моста и после повреждений бросались в пробитые полупонтоны заделывать пробоины, вели борьбу с наплывами шуги и отдельных льдин, зачастую проваливаясь в ледяную воду.

         Всё время, находясь на мосту во время налётов, командир 4-й понтонной роты старший лейтенант КорневН.Г. руководил аварийными работами. Своей хладнокровностью и бесстрашием воодушевлял своих подчинённых.

         Подражая командиру, бесстрашно боролись за сохранение моста на плаву командир взвода младший лейтенант Булин С.В., лейтенант Домахин Ф.А., командиры отделений старшие сержанты Рычков Ф.Д., Старычков И.Т., Усманов Мухамет-Гата, рядовые Степанчиков П.А., Храмов П.Г., ефрейтор Корнев В.Е. и многие другие.

         В этом самоотверженном бою за сохранение моста ранены осколками авиабомб понтонёры Самосюк М.Т., Крепневич Н.Е., Горупа И.С., Уваров А.Н., Абрамов В.С.. Погиб на мосту смертью храбрых опытный и боевой понтонёр прошедший весь путь с полком от самой Волги рядовой Хала В.А..

         Фельдшер старший батальона старший лейтенант м/с Болдычев В.А., презирая опасность, под разрывами авиабомб оказывал первую медицинскую помощь раненым понтонёрам и другим воинам, переправляющимся по мосту, вывел и вынес с моста более десяти раненых.

         Одновременно с содержанием наплавного моста, второй батальон частью своих сил совместно с армейскими сапёрами 25-го января построил деревянный мост через реку Варта под грузы 60 тонн в районе Чапуры, тем самым обеспечил бесперебойную переправу главных сил Первой гвардейской танковой армии и её тыловых частей. С окончанием строительства деревянного моста наплавной мост был снят, понтонное имущество погружено на автомашины с готовностью выдвижения к реке Обра.

         Перейдя по понтонному мосту, 1-я и 45-я танковые бригады вышли двадцать пятого января к реке Обра в районе Альт-Тирштигель и восточнее города Бомст, но переправиться через реку без тяжёлых понтонных средств не смогли.

         В этот же день полк получил боевое распоряжение выслать разведчику к реке Обра в район села Бенче для рекогносцировки участка реки и выбора места переправы.

         Взвод разведки во главе со своим командиром старшим лейтенантом Несговорчовым С.П. вышел к реке Обра, но произвести точные промеры им препятствовали немецкие автоматчики с противоположного берега.