1944 года войска 1-го Белорусского фронта западнее Ковеля

В братской Польше - стр.2


Летом 1944 года войска 1-го Белорусского фронта, проводя Ковель-Люблинскую операцию, главный удар наносили силами левого крыла из района западнее Ковеля в общем направлении на Люблин-Прагу (предместье Варшавы).

         Вторая танковая армия предназначалась для действий на Люблинко-Варшавском направлении в качестве подвижной группы войск левого крыла фронта.

Цель операции состояла в том, чтобы, после завершения войсками 8-й Гвардейской армии и 69-й армии прорыва тактической зоны обороны противника, стремительным ударом второй танковой армии во взаимодействии с общевойсковыми соединениями первого эшелона разгромить резервы 56-го немецкого танкового корпуса и сходу форсировать реку Западный Буг. После чего армия должна была с войсками правого крыла 1-го Белорусского фронта окружить и уничтожить Брестскую группировку врага.

         Главный удар наносился в направлении Любомль- Свеже.

         К исходу второго дня операции главными силами выдвинуться к реке Западный Буг и форсировать её передовыми отрядами.

         На третий день операции главными силами форсировать реку Западный Буг на участке Бытынь-Свеже и овладеть участком Влодава-Савки.

         Восемнадцатого июля 1944 года советские войска нанесли противнику мощный удар западнее Ковеля и в первый же день овладели тремя позициями главной полосы обороны. Продолжая наступление, они за три дня боёв продвинулись на 50 километров и к исходу второго дня вышли к реке Западный Буг.

         Первый понтонный полк, прибыв тремя эшелонами 7-го июля на станцию Рафаловка, поступил в распоряжение начальника инженерных войск Первого Белорусского фронта и придан в оперативное подчинение второй танковой армии.

         До начала фронтовой операции полк в районе дислокации города Медзикув приступил к укомплектованию имуществом парка ТМП по

паромно, и отработкой приёмов сборки паромных и мостовых конструкций  и ввода и вывода в линию моста катерами БМК-70 на озере Бережное.

         После днестровских переправ полк пополнился как техникой, так и личным составом. Многие вновь прибывшие на укомплектование полка сержанты и солдаты не знали понтонного дела, нужно было обучить их перед предстоящими переправами на реках Западный Буг, Висла и др.

         В ротах проведены комсомольские и партийные собрания с повесткой дня «Коммунисты и комсомольцы – авангард в освоении техники для обеспечения переправ в предстоящем наступлении». А что наступать должны, к этому уже привыкли и об ином не существовало вопросов.

         Командованием полка пред личным составом была поставлена задача как можно лучше и быстрей подготовить и укомплектовать имущество по паромно, как подготовить колонну к маршу, как двигаться в колонне, как распределить людей по машинам, как осуществлять наблюдение за воздухом на марше и в местах сосредоточения, как маскировать технику на марше и на стоянках, как заранее изучить маршруты движения и довести их до каждого водителя и понтонёра во избежание отставания, как держать связь со штабами батальонов и полка.

         Эта задача ставилась в связи с тем, что полк должен был двигаться в составе передовых отрядов танковой армии и обеспечить их беспрепятственное продвижение при подходе к водным преградам.   

         Коммунисты, комсомольцы, политработники и агитаторы проводили беседы во взводах и отделениях.

         Политико-разъяснительную агитационную работу провели замполит полка майор Гусев И.Ф., замполиты батальонов майор Булкин Е.А. и капитан Соловьёв В.И.

         Штаб полка раздал карты с нанесёнными маршрутами и местами сосредоточения. Хорошо поработали для этого работники штаба лейтенант Медников А.К., старший сержант Плешаков А.В. и писарь-чертёжник младший сержант Щепетков Н.

         Распоряжением начальника тыла второй танковой армии полку были выделены 40 автомашин «Студебеккер», 4 автомашины «Шевроле» и три заправки горючесмазачных материалов.

         Во исполнение боевого распоряжения второй танковой армии полк в ночь на 17 июля приведён в боевую готовность и к 6:00 без тылов сосредоточился с имуществом парка ТМП на автомашинах с прицепами в районе Яхинувка (3,5 км. северо-восточнее Тужиек). Передвижение и сосредоточение проводилось с соблюдением строжайших мер маскировки.

         В 18:00 того же дня автоколонны полка начали марш за боевыми порядками первого эшелона войск 8-й гвардейской армии по маршруту: Тужиек, тарговеще, Новоселки, Хворостув, Машув, Вышнюв, Коцюры, Ромачи, Волков перевоз.

         К 20 июля войска 8-й гвардейской армии, преодолев оборону противника и успешно продвигаясь на запад, вышли на рубеж Поляны, Заполье, Коцюры. Следуя в колоннах войск 8-й гвардейской армии с готовностью войти в прорыв совместно с передовыми отрядами второй танковой армии, батальоны полка вышли в 3:00 20 июля к населённому пункту Вишнюв, где получили боевую задачу выдвинуться к реке Западный Буг в районе села Бытынь и Забужье, где навести тяжёлые понтонные мосты из парка ТМП под грузы 60 тонн.

         К утру 21-го июля оба батальона полка прибыли в указанные районы переправ и приступили к наводке мостов.

         Весь путь, от Рафалувки до реки Западный Буг протяжённостью 320 километров, полк продвигался в основном в тёмное время ночи.

         В пути пришлось преодолевать труднопроходимые участки в лесных массивах, сыпучих песчаных дорог, местами по просекам или заболоченным поймам лесных речушек, так как основные дороги были забиты танками, самоходными артиллерийскими установками и другой техникой танковой армии.

         Дорожные службы ни 8-й гвардейской армии, ни второй танковой армии не предусмотрели обеспечение беспрепятственного продвижения понтонных частей и выдвижения их к пунктам переправ, а зачастую комендантские посты на дорогах даже не пропускали колонны с понтонным имуществом выйти вперёд танковых колонн к реке и им приходилось искать объезды танковых колонн.

         Кроме того, подразделения полка, продвигаясь ночью и располагаясь на днёвки, оставались совершенно без зенитного прикрытия, что приводило к нарушению продвижения и потерям в людях и технике.

         Так, имея только один зенитно-пулемётный взвод из двух счетверённых установок системы «Максим» для охраны штаба и управления полка, не представлялось возможности прикрыть колонны батальонов.

         Штабу полка пришлось пересмотреть маршрут продвижения полка с учётом объезда по просёлочным и объездным дорогам и даже просекам, что обеспечило своевременный выход батальонных колонн к пунктам переправ.

         Командир полка гвардии подполковник Трахтенберг А.М. с помначштаба полка на легковой машине «Виллис» с первыми автоколоннами второго батальона прибыли к реке севернее города Бытынь для рекогносцировки и осмотра указанных пунктов переправ.

         На западном берегу реки ещё слышна ружейно-пулемётная стрельба переправившихся на армейских и подручных средствах стрелковых частей 8-й гвардейской армии. Дивизионная и армейская артиллерия ведёт огонь через реку с восточного берега. Над рекой с воем туда и обратно пролетают снаряды и мины наших войск и противника, разрывы видны на обоих берегах и на реке, то там, то здесь вздымаются водяные султаны, сверкая на ярком летнем солнце как будто хрустальные вазы.

         Неподалёку от правого берега видны из воды торчащие какие то трубы, ближе к берегу также видны две трубы и башня танка с открытым люком, на правом берегу группа возбуждённых людей.        

         - Слушай, Андреев! Ты понимаешь, что это такое? – спросил командир полка капитана.   

         - Полагаю, что это они пытались переправить танки по дну. Я видел подобную попытку ещё весной на Днестре, - ответил капитан, - там также засели три танка и дальше ничего не вышло.

         - Значит и те и эти плохо подготовились, - как бы про себя рассуждал вслух подполковник,- сейчас после прошедших дождей дно реки занесло илом, песком, оно жидкое, вспучилось, не улеглось и обманчиво. Щупом пробуешь, кажется  твердое, а для танка этого мало, сел на брюхо в песок или ил, нарушил герметизацию и всё, выскакивай, если успеешь. А я вот знаю, что там, где хорошо подготовились армейские сапёры и танкисты, то переправа и под водой возможна. В 52-м танковом полку на реке Южный Буг в марте этого года переправились под водой семь танков действующих в передовом отряде.  

         С этого разговора можно было подумать, что именно он был причастен к организации переправы тех семи танков.

         Подполковник подошёл к майору танкисту возбуждённому и расстроенному неудавшейся переправой вброд.

         - Что, товарищ майор, не дождались понтонёров, сами решили переправиться? – спросил подполковник.

         - Дождёшься их на третий день, со злом ответил майор.

         - А вы бы дорогу дали понтонёрам, тогда бы и ждать бы не нужно, а то забили все дороги в лесу в три ряда танками. и объезжай вас по проселкам да просекам, - сказал командир.  

         - А вы кто будете, товарищ гвардии подполковник? – спросил майор.

         - Командир понтонного полка, видите, вон понтоны разгружают, скоро и мост будет готов,- ответил подполковник, - так что, зацепляй трос и вытаскивай танки, к этому времени мост соберут.

         - Явились, не запылились господа понтонёры, - съязвил старший лейтенант танкист, стоявший рядом с капитаном Андреевым, - когда три наших танка захлебнулись.

         - А вы, не зная броду, не лезьте в воду, - ответил Андреев также поговоркой, которая как раз подошла к данному случаю.