В братской Польше - стр.2
Летом 1944 года войска 1-го Белорусского фронта, проводя Ковель-Люблинскую операцию, главный удар наносили силами левого крыла из района западнее Ковеля в общем направлении на Люблин-Прагу (предместье Варшавы).
Вторая танковая армия предназначалась для действий на Люблинко-Варшавском направлении в качестве подвижной группы войск левого крыла фронта.
Цель операции состояла в том, чтобы, после завершения войсками 8-й Гвардейской армии и 69-й армии прорыва тактической зоны обороны противника, стремительным ударом второй танковой армии во взаимодействии с общевойсковыми соединениями первого эшелона разгромить резервы 56-го немецкого танкового корпуса и сходу форсировать реку Западный Буг. После чего армия должна была с войсками правого крыла 1-го Белорусского фронта окружить и уничтожить Брестскую группировку врага.
Главный удар наносился в направлении Любомль- Свеже.
К исходу второго дня операции главными силами выдвинуться к реке Западный Буг и форсировать её передовыми отрядами.
На третий день операции главными силами форсировать реку Западный Буг на участке Бытынь-Свеже и овладеть участком Влодава-Савки.
Восемнадцатого июля 1944 года советские войска нанесли противнику мощный удар западнее Ковеля и в первый же день овладели тремя позициями главной полосы обороны. Продолжая наступление, они за три дня боёв продвинулись на 50 километров и к исходу второго дня вышли к реке Западный Буг.
Первый понтонный полк, прибыв тремя эшелонами 7-го июля на станцию Рафаловка, поступил в распоряжение начальника инженерных войск Первого Белорусского фронта и придан в оперативное подчинение второй танковой армии.
До начала фронтовой операции полк в районе дислокации города Медзикув приступил к укомплектованию имуществом парка ТМП по
паромно, и отработкой приёмов сборки паромных и мостовых конструкций и ввода и вывода в линию моста катерами БМК-70 на озере Бережное.
После днестровских переправ полк пополнился как техникой, так и личным составом. Многие вновь прибывшие на укомплектование полка сержанты и солдаты не знали понтонного дела, нужно было обучить их перед предстоящими переправами на реках Западный Буг, Висла и др.
В ротах проведены комсомольские и партийные собрания с повесткой дня «Коммунисты и комсомольцы – авангард в освоении техники для обеспечения переправ в предстоящем наступлении». А что наступать должны, к этому уже привыкли и об ином не существовало вопросов.
Командованием полка пред личным составом была поставлена задача как можно лучше и быстрей подготовить и укомплектовать имущество по паромно, как подготовить колонну к маршу, как двигаться в колонне, как распределить людей по машинам, как осуществлять наблюдение за воздухом на марше и в местах сосредоточения, как маскировать технику на марше и на стоянках, как заранее изучить маршруты движения и довести их до каждого водителя и понтонёра во избежание отставания, как держать связь со штабами батальонов и полка.
Эта задача ставилась в связи с тем, что полк должен был двигаться в составе передовых отрядов танковой армии и обеспечить их беспрепятственное продвижение при подходе к водным преградам.
Коммунисты, комсомольцы, политработники и агитаторы проводили беседы во взводах и отделениях.
Политико-разъяснительную агитационную работу провели замполит полка майор Гусев И.Ф., замполиты батальонов майор Булкин Е.А. и капитан Соловьёв В.И.
Штаб полка раздал карты с нанесёнными маршрутами и местами сосредоточения. Хорошо поработали для этого работники штаба лейтенант Медников А.К., старший сержант Плешаков А.В. и писарь-чертёжник младший сержант Щепетков Н.
Распоряжением начальника тыла второй танковой армии полку были выделены 40 автомашин «Студебеккер», 4 автомашины «Шевроле» и три заправки горючесмазачных материалов.
Во исполнение боевого распоряжения второй танковой армии полк в ночь на 17 июля приведён в боевую готовность и к 6:00 без тылов сосредоточился с имуществом парка ТМП на автомашинах с прицепами в районе Яхинувка (3,5 км. северо-восточнее Тужиек). Передвижение и сосредоточение проводилось с соблюдением строжайших мер маскировки.
В 18:00 того же дня автоколонны полка начали марш за боевыми порядками первого эшелона войск 8-й гвардейской армии по маршруту: Тужиек, тарговеще, Новоселки, Хворостув, Машув, Вышнюв, Коцюры, Ромачи, Волков перевоз.
К 20 июля войска 8-й гвардейской армии, преодолев оборону противника и успешно продвигаясь на запад, вышли на рубеж Поляны, Заполье, Коцюры. Следуя в колоннах войск 8-й гвардейской армии с готовностью войти в прорыв совместно с передовыми отрядами второй танковой армии, батальоны полка вышли в 3:00 20 июля к населённому пункту Вишнюв, где получили боевую задачу выдвинуться к реке Западный Буг в районе села Бытынь и Забужье, где навести тяжёлые понтонные мосты из парка ТМП под грузы 60 тонн.
К утру 21-го июля оба батальона полка прибыли в указанные районы переправ и приступили к наводке мостов.
Весь путь, от Рафалувки до реки Западный Буг протяжённостью 320 километров, полк продвигался в основном в тёмное время ночи.
В пути пришлось преодолевать труднопроходимые участки в лесных массивах, сыпучих песчаных дорог, местами по просекам или заболоченным поймам лесных речушек, так как основные дороги были забиты танками, самоходными артиллерийскими установками и другой техникой танковой армии.
Дорожные службы ни 8-й гвардейской армии, ни второй танковой армии не предусмотрели обеспечение беспрепятственного продвижения понтонных частей и выдвижения их к пунктам переправ, а зачастую комендантские посты на дорогах даже не пропускали колонны с понтонным имуществом выйти вперёд танковых колонн к реке и им приходилось искать объезды танковых колонн.
Кроме того, подразделения полка, продвигаясь ночью и располагаясь на днёвки, оставались совершенно без зенитного прикрытия, что приводило к нарушению продвижения и потерям в людях и технике.
Так, имея только один зенитно-пулемётный взвод из двух счетверённых установок системы «Максим» для охраны штаба и управления полка, не представлялось возможности прикрыть колонны батальонов.
Штабу полка пришлось пересмотреть маршрут продвижения полка с учётом объезда по просёлочным и объездным дорогам и даже просекам, что обеспечило своевременный выход батальонных колонн к пунктам переправ.
Командир полка гвардии подполковник Трахтенберг А.М. с помначштаба полка на легковой машине «Виллис» с первыми автоколоннами второго батальона прибыли к реке севернее города Бытынь для рекогносцировки и осмотра указанных пунктов переправ.
На западном берегу реки ещё слышна ружейно-пулемётная стрельба переправившихся на армейских и подручных средствах стрелковых частей 8-й гвардейской армии. Дивизионная и армейская артиллерия ведёт огонь через реку с восточного берега. Над рекой с воем туда и обратно пролетают снаряды и мины наших войск и противника, разрывы видны на обоих берегах и на реке, то там, то здесь вздымаются водяные султаны, сверкая на ярком летнем солнце как будто хрустальные вазы.
Неподалёку от правого берега видны из воды торчащие какие то трубы, ближе к берегу также видны две трубы и башня танка с открытым люком, на правом берегу группа возбуждённых людей.
- Слушай, Андреев! Ты понимаешь, что это такое? – спросил командир полка капитана.
- Полагаю, что это они пытались переправить танки по дну. Я видел подобную попытку ещё весной на Днестре, - ответил капитан, - там также засели три танка и дальше ничего не вышло.
- Значит и те и эти плохо подготовились, - как бы про себя рассуждал вслух подполковник,- сейчас после прошедших дождей дно реки занесло илом, песком, оно жидкое, вспучилось, не улеглось и обманчиво. Щупом пробуешь, кажется твердое, а для танка этого мало, сел на брюхо в песок или ил, нарушил герметизацию и всё, выскакивай, если успеешь. А я вот знаю, что там, где хорошо подготовились армейские сапёры и танкисты, то переправа и под водой возможна. В 52-м танковом полку на реке Южный Буг в марте этого года переправились под водой семь танков действующих в передовом отряде.
С этого разговора можно было подумать, что именно он был причастен к организации переправы тех семи танков.
Подполковник подошёл к майору танкисту возбуждённому и расстроенному неудавшейся переправой вброд.
- Что, товарищ майор, не дождались понтонёров, сами решили переправиться? – спросил подполковник.
- Дождёшься их на третий день, со злом ответил майор.
- А вы бы дорогу дали понтонёрам, тогда бы и ждать бы не нужно, а то забили все дороги в лесу в три ряда танками. и объезжай вас по проселкам да просекам, - сказал командир.
- А вы кто будете, товарищ гвардии подполковник? – спросил майор.
- Командир понтонного полка, видите, вон понтоны разгружают, скоро и мост будет готов,- ответил подполковник, - так что, зацепляй трос и вытаскивай танки, к этому времени мост соберут.
- Явились, не запылились господа понтонёры, - съязвил старший лейтенант танкист, стоявший рядом с капитаном Андреевым, - когда три наших танка захлебнулись.
- А вы, не зная броду, не лезьте в воду, - ответил Андреев также поговоркой, которая как раз подошла к данному случаю.