развивая наступление в направлении Савин, Пугачёв, Ленча, овладели городом Люблин.

В братской Польше - Стр.4


Войска второй танковой армии , продвигаясь за боевыми порядками 8-й гвардейской и 69-й армией вошли в прорыв на левом берегу реки Западный Буг, развивая наступление в направлении Савин, Пугачёв, Ленча, овладели городом Люблин.

         24 июля столица нашей Родины Москва салютовала отважным танкистам второй танковой армии, освободившим полностью город Люблин.

         В книге «Гвардейская танковая» её авторы Ф.И. Высоцкий, М.Е. Манухин, Ф.М. Сарычев и М.К. Шапошников (Воениздат 1963 год) пишут:

         «24 июля армия получила задачу развивать наступление в северо-западном направлении, выйти в район Демблин-Пулавы и захватить плацдарм на левом берегу реки Вислы. 25 июля 3-й и 16-й танковые корпуса вышли к реке Висла на участке Демблин-Пулавы и схода овладели ими.

         Произошло то, чего больше всего опасался командовавший армией генерал-майор Радзиевский и командиры танковых корпусов.

         Армия не имела тяжёлых понтонных парков и поэтому не смогла форсировать реку Висла сходу» (стр.123).

         Вышеприведённый тезис не соответствует действительности, так как с 4:00 22 июля во исполнение боевого распоряжения начальника инженерных войск I-го Белорусского фронта за № 0210 от 21.07.1944 г.                             *3)

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

*3)    Архив МО.  Ф  I  ОТМПМП  опись 22764  д.I  стр.43

в оперативное подчинение второй танковой армии был придан I-й Отдельный Моторизованный Тяжёлый Понтонно-Мостовой полк с имуществом парка

ТМП способный собрать и задействовать 5-6 перевозных паромов под грузы

60 тонн, которые могли бы обеспечить переправу всех танков передовых отрядов армии. Однако командование армии не проявило должной оперативности и своевременной связи с полком, а также не содействовало понтонному полку беспрепятственно продвигаться к реке Висла.

         Отношение армейского и корпусного командования к придаваемым понтонным частям характеризовалось совершенным отсутствием интереса к их нуждам и заботам. Да оно и понятно, чужие части. Они не знали ни состояния оснащения, ни обеспечения горючим, транспортными средствами, не беспокоились о противовоздушной защите их на марше к районам переправ.

         После овладения районом Демблин-Пулавы войска второй танковой армии в связи с тем, что противник уничтожил все мосты на реке Висла, а командование не смогло своевременно подтянуть приданный ей понтонный полк, получили задачу наступать через Гарволин в общем направлении на Варшаву, очищая правый берег реки Висла от остатков немецких войск.

         Первый понтонно-мостовой полк, получив боевое распоряжение поступил в оперативное подчинение 2-й танковой армии, выступил 22 июля с парком ТМП без тылов за боевыми порядками передовых отрядов танковых корпусов армии с задачей обеспечения переправ на реке Висла.

         Не имея непосредственной связи со штабом инжвойск второй танковой армии и не получив конкретного распоряжения, полк продвигался по армейским путям, которые были забиты танками, механизированными частями и даже обозами других войск.

         Быстро вырвавшиеся вперёд передовые отряды танковых корпусов тут же забыли о переправочных средствах, им приданных, и вспомнили о них только с выходом к препятствию.

         Первое боевое распоряжение штаба инжвойск армии за №00318 от 26.07. 44 года поступило в полк к исходу этого же дня. В нём указывалось:

         1. Войска 2-й танковой армии овладели городами Демблин и Пулавы и заканчивают очищение правого берега реки Висла от остатков противника. По неточным данным мосты на реке Висла взорваны.

         2.  а) Возможно дальнейшее наступление 2-й танковой армии для форсирования реки Висла на участке Демблин-Пулавы.

                 б)   В наступлении на север вдоль Варшавского шоссе в общем направлении на Варшаву.

3.  Первому ОМТПМ полку без тылов сосредоточить один батальон в районе Баранув, второй в районе Уядзувек, выполнить следующие работы:

         1) – навести и содержать 60-и тонный понтонный мост через реку Вепш в районе Баранув и содержать его до окончания постройки деревянного моста. Готовность наводки понтонного моста 21:00  26.07.44г;

         2) – построить к исходу 27.07. 44г. 60-и тонный мост на свайных опорах через реку Вепш в районе Баранув;

         3) – усилить колеями толщиной 20 см. и шириной 1 м. все мосты на участке дороги Михув-Пшиточно к 14:00  27.07.44г.

                         Начальник инженерных войск 2 гв. ТА

                             Гвардии полковник                   Левин                                  *4)

         Получив это боевое распоряжение, полк, изменив направление движения, на следующий день прибыл в указанные пункты в 16:30 27июля и первый батальон к 21:00 навёл наплавной мост под грузы 60 тонн длиной 70 метров, что обеспечело быструю и своевременную переправу войск второй гвардейской танковой армии. По этому же мосту прошли войска 8-й гвардейской армии для накапливания сил к последующим боям за освобождение столицы Польши - города Варшавы.

         С началом переправы по наплавному мосту батальон приступил к строительству деревянного балочного моста под грузы 60тонн.

         Большое количество проходивших тяжёлых грузов через наплавной мост быстро вывели из строя подъезды к мосту, так как грунт не выдерживал интенсивного движения. Работы по строительству деревянного моста пришлось временно прекратить и весь батальон переключить на устройство настила из брёвен и досок на подъездах к понтонному мосту протяжением 150 метров. И эта работа была выполнена без прекращения переправы войск.

         В 9:00 авиация противника произвела массированный налёт на район переправы. Личный состав самоотверженно боролся за спасение моста. Все бросились заделывать пробоины в понтонах и откачивать воду, чтобы удержать мост от затопления. Были повреждены четыре мостовых парома в полупонтонах, в которых насчитывалось до 40 пробоин. Самолёты противника неоднократно повторяли налёты, сбрасывая авиабомбы и обстреливая мост и переправляющиеся по нему войска из пулемётов и пушек.

          Появились раненые среди понтонёров, убит командир отделения старший сержант Астапов А.И. и рядовыё Варакин М.Ф., Копейкин В.С.,

   ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

*4)    Архив МО.  Фонд  I  ОМТПМП  оп. 14824  д.I  стр.56

Маметкулов Наби, Оника Г.Ф., Полтавский Г.К., Панков П.Ф., Марков В.Ф. и Фокусян А.

         Получили ранения командир роты старший лейтенант Несговоров С.П., командир взвода младший лейтенант Державин К.А. и рядовые Золотарёв В.И., Кислов А.Т., Дедов С.М. и многие, которые под градом осколков устраняли повреждения понтонов и выкатывали горящие машины с моста.

         Положение усложнилось, когда обстрелом из самолёта противник разбил и поджёг автомашины с горючим и боеприпасами, что создавало полную угрозу взрыва на мосту и уничтожение переправы.

         К горящим машинам на мосту бросились понтонёры первого батальона во главе с начальникам штаба полка майором Рождественским М.Д., парторгом батальона младшим лейтенантом Шаплановым В.М., командирами взводов лейтенантами Балиным И.И., Кусакиным С.П., младшим лейтенантом Устиновым Л.С. Им на помощь пришли солдаты переправляющихся частей. Общими усилиями под непосредственной угрозой взрыва горящие машины с горючим были сброшены с моста, боеприпасы с машины, у которой горел мотор были вынесены на берег, а автомашина сброшена в воду, тем самым очистили путь по мосту для движения колонны.

         Медицинскую помощь раненым непосредственно на мосту и у моста оказывал санинструктор Бедняков, раненых прибавлялось, и он не успевал делать перевязки. Ему на помощь пришли офицеры- медики майор м/с Деньковский А.Р. и капитан м/с Маргулис Я.Я., которые проявили стойкость и умение в сложных боевых условиях, они сделали перевязку восемнадцати понтонёрам и многим солдатам переправляющихся частей.

         После ликвидации повреждений на наплавном мосту батальон продолжал строительство деревянного и 20:00  29.07.44 года мост под грузы 60 тонн длиной 69 метров за 42 часа был готов. Строительством моста руководил гвардии майор Сотников Т.А..  Отличилась на строительстве моста рота капитана Овсянникова В.Н..  В гуще солдат трудился и участвовал в спасении переправы комсорг полка лейтенант Суранов А.И., воодушевляя личным примером молодёжь на быстрейшее устройство переправы

         Второй батальон в районе Уядзувек с 26 по 29 июля выполнил большой объём работ по усилению деревянных мостов, прокладке частей колейных щитовых и жердевых вымосток на пути движения войск второй гвардейской танковой армии.  

         На обеих переправах и маршрутах движения было пропущено танков – 319, орудий  - 280, автомашин – 3970 и много повозок и людей.

         С первого августа полк перешёл в оперативное подчинение 8-й гвардейской армии. За время оборудования и содержания переправ на реке Вепш, полк потерял убитыми девять человек и ранеными восемнадцать.

         - Ну и Вепш, - спосил один солдат, - что это за слово такое, «Вепш»?

         - Вепш, это по-польски свинья, - ответил другой.

         - Вот поистине свинячая речушка, и имя у неё свинячее, а сколько мы на ней беды понатерпелись и товарищей потеряли, Вепш…слово то какое-то шипящее, - рассуждал первый.

         - А в польском языке много таких шипящих слов. Вот послушай, есть такая поговорка, - сказал второй солдат – «Не петш Петше вепша петшем, бо пшепетшиш Петше вепша петшем.»

         Все стоявшие рядом солдаты загрохотали громким смехом, услыхав такую поговорку. Больше всех хохотал солдат начавший разговор.

         - Что же, что же? – сквозь неуёмный смех пытался он спросить, - что же это значит?

         - Это такая скороговорка: « Не перчи, Пётр, сало перцем, ибо переперчишь, Пётр, сало перцем,- пояснил знаток польского языка.

         К нему пристали ещё некоторые с просьбой сказать еще, что-либо смешное по-польски. И вновь раскаты мужского хохота слышались от штабеля настилочных щитов, на которых обедали понтонёры возле дымившейся походной кухни подкатившей прямо к погрузке имущества на машины.