Глава 2. Становление - книга Первый Понтонный

Глава 2. Становление


 В начале марта командир полка вызвал начальника штаба майора Тимофеева К.М.

         - Мне кажется, что нам долго не придётся здесь сидеть, так сказать в глубоком тылу, пора готовиться в путь, не так ли, майор? – спросил он начальника штаба.

         - Так точно! – ответил майор Тимофеев.

         - А какие у нас итоги зимнего стояния, с чем мы двинемся на передовую? – спросил командир.

         Майор Тимофеев раскрыл папку, полистав бумаги, стал докладывать:

         - В районе Верхней Ахтубы извлечено три катера С-25, отремонтированы три мотора. Командир технической роты выехал в район Камышина для приёма 6-ти катеров С-25. В районе «Красный Октябрь» извлечено два катера нормального парома и две фермы, ремонт которых скоро окончат. В районе села Татьянка заготовлено из лесоматериала около 30 ферм, примерно на 4 парома и более 50-и консолей. Напилено три комплекта настила. В районе Сарепты извлечён один катер, который так же ремонтируется

         - Ну ладно, товарищ майор, - перебил его командир полка, - подготовьте все эти данные по имуществу и по личному составу, я выезжаю в штаб фронта, наверное, по вопросу передислокации.

         И вот 19 марта сформирован и тронулся в далёкий путь первый эшелон полка по направлению к Ростову на Дону. А путь и впрямь был далёкий, так как более близкий ещё не был полностью освобождён. Пришлось колесить через Астрахань, Кизляр, Минеральные Воды, Прохладная, Невыпомысская, Тихорецкая, Азов. Следом за ним вышел и второй эшелон. И потянулись долгие 20 дней путешествия на колёсах, и только 8 апреля первый эшелон прибыл на станцию Азов-пристань.

         Как только разгрузили катера и спустили их на воду, был собран один нормальный паром и три катера отправились по воде к острову Зелёный в районе города Ростова на Дону. По прибытии второго эшелона с имуществом и личным составом полка были собраны три парома с верхним строением из двутавровых балок № 30 и 4 катера также вышли к острову Зелёный. Личный состав полка, пройдя маршем 60 километров 29 апреля прибыл и разместился в г. Нахичевань.

         В соответствии с боевым распоряжением штаба инженерных войск Южного фронта полк меняет своё место дислокации и 14-го мая со всем имуществом прибывает в станицу Константиновскую.

         Тут же полк получает боевое распоряжение на строительство двух деревянных мостов под грузы 30 тонн через реку Дон в районе станицы Николаевская, и через реку Северный Донец в районе станицы Краснодонецкой. Имущество парка СП-19 в паромах с обслуживающим личным составом оставалось у острова Зелёный в укрытых местах, как резерв начальника инжвойск Южного фронта.

        Нелегко было полку строить эти мосты. Лесоматериала, заготовленного, не было. Нужно было изыскивать каждое бревно, каждую доску. Были обследованы все склады вдоль Дона и в населённых пунктах. Вылавливали что возможно из реки, использовали лесоматериал из старых разрушенных строений. Следующей трудностью было разбросанность людей в разных местах. Ещё оставались люди на восстановлении извлечённых из реки Дон в районе города Калач 11 катеров С-25, на погрузке 6-и катеров в городе Камышине, часть людей убыла на приёмку парка ТМП в районе станицы Раздорская и главное везде с каждой группой бойцов должен быть командир  взвода, а то и роты. Только на обслуживании паромов у острова Зелёный находилось 35 человек технической роты и 60 человек первой мостовой роты под командованием старшего лейтенанта Богданова А.В.

         На строительстве мостов непосредственно руководство возглавляли заместитель и начальник штаба полка.

         Несмотря на все трудности, мост в районе Николаевская был построен вторым батальоном в срок и батальон, получив имущество парка ТМП, приступил к его изучению и освоению приёмов сборки наплавных конструкций.

         Работа по строительству моста первым батальоном в районе Краснодонецкой задерживалась из-за отсутствия лесоматериала для устройства свайных опор. Было принято решение завершить строительство моста вводом наплавной части из парка ТМП на фарватерном участке реки Северный Донец.  

         К концу июня полк передислоцировался в станицу Николаевская, куда прибыла половина парка ТМП, катера С-25 и 200 кубических метров леса сплавом по реке Дон. Часть личного состава приступила к устройству землянок для всего полка.

         К началу июля полк имел полный комплект парка ТМП, который обслуживался вторым батальоном, а первый батальон имел парк СП-19 в составе 28 катеров С-25, верхнего строения 10 комплектов, 4 металлических фермы, один катер БМК-70 и три полуглиссера.

         Полк перешёл на новый штат, при полном укомплектовании понтонными парками, приступил к плановым занятиям по понтонно-мостовому делу, подготовке мотористов и водителей автомашин и других специалистов. Однако, до середины сентября личный состав полка выполнял различные задания и работы по распоряжению штаба инжвойск фронта. Так полк обслуживал переправы на реке Дон, паромы тяжёлого парка «Круппа» из 12 секций первого моста, тоже 12 секций четвёртого моста, тоже 18 секций у станицы Аксайской, полный мост из трофейного парка в городе Ростове, мост из плотов у острова Зелёный, там же мост из парка ДМП-41, кроме того несли охрану складов имущества, а также склад ВВ (взрывчатых веществ) моста Будённого.