Проспект к книге Первый Понтонный

ПРОСПЕКТ

К КНИГЕ "ПЕРВЫЙ ПОНТОННЫЙ"

         Книга автора подполковника запаса Андреева Константина Сергеевича является военно-историческим документальным очерком о боевом пути Первого Отдельного тяжёлого Моторизованного лодзинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени понтонно-мостового полка Резерва Верховного Главного Командования в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

         Очерк состоит из введения и семи глав.

         В ведении указывается на какой базе, когда и кем был сформирован полк, кратко описывается его боевой путь, его заслуги и правительственные награды.

         В главе первой: "Формирование" описывается, как проходило формирование, когда и кем сформирован полк, кто составил его основное боевое ядро, показаны трудности формирования и главная из них, укомплектование полка понтонным имуществом, которое пришлось, буквально из лома и подручных средств, силами полка доводить до состояния, которое позволило в дальнейшем использовать его в боевых условиях.

         В этот период офицеры полка много приложили усилий в боевой подготовке и профессиональной выучке понтонёров, большинство из которых до формирования полка не слыхали даже слово "понтонёр".

         Глава вторая:   "Становление.

         В этой главе описывается искание, как командования полка, так и вышестоящего командования рациональных форм использования полка в проводимых фронтовых операциях в виду его укомплектования двумя парками различного предназначения.

         Полк имел к этому времени два парка:

         - первый - СП-19 (самоходный , сверхтяжёлый парк) предназначенный для устройства паромных и мостовых переправ под железнодорожные грузы (100-120 тонн), но не был обеспечен специальными погрузочно - разгрузочными средствами, а также средствами его транспортировки по автомобильным и грунтовым дорогам;

         - второй - ТМП (тяжёлый мостовой парк) предназначенный для устройства паромных и мостовых переправ (под нагрузки до 60-75 тонн) тяжёлых войсковых грузов (танки, САУ, тракторные тягачи), более мобильный в сборке, лёгкий в погрузке и разгрузке. способен передвигаться  в колоннах бронетанковых соединений и обеспечивать их быструю переправу через крупные реки, но на этом периоде боевых действий полка не обеспечен собственными средствами передвижения.

         В этот период полк со своими парками больше находился в передвижении по прифронтовым железным дорогам, проводя зачастую неоправданные тяжёлые работы по разгрузке  и погрузки парков на железнодорожные платформы и почти не использовался для обеспечения переправ.

         Глава третья:   "На Днепре".

         В этой главе описывается участие полка впервые по своему прямому  назначению в боевых действиях войск и обеспечении переправой с использованием обеих парков, как-то: устройство части железнодорожного моста с использованием  парка СП-19 в районе Днепропетровск-Нижнеднепровск, наводка наплавного моста из парка ТМП в районе села Бажановка на реке Днепре и др., а также строительство деревянных балочных мостов на свайных и ряжевых опорах, как под железнодорожные грузы, так и для и армейских грузов и боевой техники.

         Глава четвёртая:   "В боях за Днестр".

         В этой главе показаны действия полка, понтонёров солдат, сержантов, офицеров, их самоотверженность и мужество при наводке различных переправ на реках Турунчук и Днестр по обеспечению наступления войск 8-й гвардейской, 37 и 46 армий, а также выполнение не свойственных понтонным частям работ по оперативной маскировке и, в частности имитации сосредоточения войск при подготовке Ясско-Кишенёвской операции.

         Глава пятая:    "В братской Польше".

         В этой главе показаны действия полка на реках Западный Буг, Вепш, Висла. в этод периодполк, получив собственные автотранспортные средства, оставив без применения тяжёлый самоходный парк СП-19, приобрёл высокую мобильность в передвижении по шоссейным и грунтовым дорогам, чем значительноповысил свою оперативность в выполнении боевых задач.

         По переправам, наведённым полком через Западный Буг в районе села Бытынь и Забужье прошли тяжёлые грузы одной танковой и двух общевойсковых армий.

         На реке Вепш и на путяхподхода к ней , полк кроме наводки наплавного моста построил деревянный мост, произвёл большой объём работ по оборудованию клейных, жердевых и досчатых выстелок на подходах к переправам, а также по усилению мелкихмостовых переходав и других дорожных сооружений под нагрузку до 60 тонн для пропуска по ним тяжёлых грузов танковых и механизированных войск.

         На реке Висла понтонёры полка показали повысившееся своё мастерство по строительству высоководных, двухпутных, большегрузных деревянных балочных мостов через такую большую и своеобразную реку как Висла в различные периоды её состояния (паводок, ледостав, ледоход).

         Мосты, построенные полком совместно с армейскими инженерными частями на реке Висла обеспечили накапливание войск на Магнушевском плацдарме, который явился трамплином для решающего наступления первого Белорусского фронта на его направлении главного удара в операции "Багратион".

         За  выполнение боевых заданий командования полку было вручено боевое Красное Знамя - символ части и многие солдаты, сержанты и офицеры награждены правительственными наградами.

         Глава шестая:     " От Вислы до Одера (Одры)".

         В этой главе показаны действия полка в передовых отрядах Первой Гвардейской танковой армии, его повысившаяся мобильность в передвижениях и оперативность в выполнении боевых заданий.

         Продвигаясь в боевых порядках танковых и механизированных корпусов танковой армии, батальоны полка проникали за линию фронта, самостоятельно обеспечивали переправу танков, САУ и бронетранспортёров, зачастую , не имея впереди себя плацдарма, захватывали своими силами предмостные укрепления и удерживали их до подхода мотострелковых подразделений танковых или стрелковых частей общевойсковых армий.

         В боях с прорвавшимся противником к переправам или к расположению автотехники и штабу полка, понтонёры своим стрелковым оружием отражали, уничтожали и брали в плен отдельные группировки немецких войск, при этом не прекращая устройство понтонных переправ или строительство деревянных балочных мостов.

         С целью обеспечения мобильности продвижения танковых соединений полк в этот период впервые применил способ наводки наплавных мостов из парка ТМП прямо по покрову льда рек Пилица и Обра с последующим скалыванием льда или подрывания его удлинёнными зарядами, что значительно сокращало время устройства мостовой переправы.

          За успешное обеспечение продвижения войск Первой гвардейской танковой и 8-й гвардейской армий и освобождение ряда  городов братской Польши полку присвоено звание "Лодзинский".

         На реке Одер (Одра) полк построил и содержал два высоководных деревянных моста, обеспечив переправу войск на западный берег и расширение плацдарма в полосе действий 5-й ударной армии и в дальнейшем переправу войск Первой гвардейской танковой армии для решающего наступления на Берлин.

         Глава седьмая:   "В последних сражениях".

         В этой главе описываются действия полка по обеспечению продвижения танковых и механизированных корпусов Первой гвардейской танковой армии, устройство наплавных переправ из табельных средств, быстрое строительство и восстановление , с помощью заранее заготовленных элементов, деревянных мостов и других дорожных сооружений под грузы до 60 тонн на многочисленных небольших реках, каналах и грабенах, а также форсирование реки Шпрее на подступах и в самом городе Берлине.

         Глава и очерк оканчиваются описанием работы подразделений полка по наводке наплавного моста через реку Эльба (Лаба) для пропуска по нему советских граждан, находившихся в фашистом плену и насильственно угнанных в фашистскую неволю.

         Всё описанное в очерке документально точно, как по времени, так и по месту происходящих событий. Фамилии действующих лиц реальные , так как очерк написан на основе детального изучения фактического материала в центральном Архиве Министерства обороны, а так же личных воспоминаний автора, который сам являлся участником почти всего боевого пути полка, бывал на всех пунктах переправ и участвовал во многих боевых эпизодах.

Подполковник запаса      подпись    (Андреев)


---------------------------------------
Центр средств контроля качества строительных работ; История татуировки; Оборудование для дорожных и строительных организаций; Трава Мать и мачеха, полезные свойства; Металлический шейкер для изготовления коктейлей; ГИБДД г. Москвы;