ПРОСПЕКТ
К КНИГЕ "ПЕРВЫЙ ПОНТОННЫЙ"
Книга автора подполковника запаса Андреева Константина Сергеевича является военно-историческим документальным очерком о боевом пути Первого Отдельного тяжёлого Моторизованного лодзинского орденов Александра Невского и Богдана Хмельницкого 2-й степени понтонно-мостового полка Резерва Верховного Главного Командования в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Очерк состоит из введения и семи глав.
В ведении указывается на какой базе, когда и кем был сформирован полк, кратко описывается его боевой путь, его заслуги и правительственные награды.
В главе первой: "Формирование" описывается, как проходило формирование, когда и кем сформирован полк, кто составил его основное боевое ядро, показаны трудности формирования и главная из них, укомплектование полка понтонным имуществом, которое пришлось, буквально из лома и подручных средств, силами полка доводить до состояния, которое позволило в дальнейшем использовать его в боевых условиях.
В этот период офицеры полка много приложили усилий в боевой подготовке и профессиональной выучке понтонёров, большинство из которых до формирования полка не слыхали даже слово "понтонёр".
Глава вторая: "Становление.
В этой главе описывается искание, как командования полка, так и вышестоящего командования рациональных форм использования полка в проводимых фронтовых операциях в виду его укомплектования двумя парками различного предназначения.
Полк имел к этому времени два парка:
- первый - СП-19 (самоходный , сверхтяжёлый парк) предназначенный для устройства паромных и мостовых переправ под железнодорожные грузы (100-120 тонн), но не был обеспечен специальными погрузочно - разгрузочными средствами, а также средствами его транспортировки по автомобильным и грунтовым дорогам;
- второй - ТМП (тяжёлый мостовой парк) предназначенный для устройства паромных и мостовых переправ (под нагрузки до 60-75 тонн) тяжёлых войсковых грузов (танки, САУ, тракторные тягачи), более мобильный в сборке, лёгкий в погрузке и разгрузке. способен передвигаться в колоннах бронетанковых соединений и обеспечивать их быструю переправу через крупные реки, но на этом периоде боевых действий полка не обеспечен собственными средствами передвижения.
В этот период полк со своими парками больше находился в передвижении по прифронтовым железным дорогам, проводя зачастую неоправданные тяжёлые работы по разгрузке и погрузки парков на железнодорожные платформы и почти не использовался для обеспечения переправ.
Глава третья: "На Днепре".
В этой главе описывается участие полка впервые по своему прямому назначению в боевых действиях войск и обеспечении переправой с использованием обеих парков, как-то: устройство части железнодорожного моста с использованием парка СП-19 в районе Днепропетровск-Нижнеднепровск, наводка наплавного моста из парка ТМП в районе села Бажановка на реке Днепре и др., а также строительство деревянных балочных мостов на свайных и ряжевых опорах, как под железнодорожные грузы, так и для и армейских грузов и боевой техники.
Глава четвёртая: "В боях за Днестр".
В этой главе показаны действия полка, понтонёров солдат, сержантов, офицеров, их самоотверженность и мужество при наводке различных переправ на реках Турунчук и Днестр по обеспечению наступления войск 8-й гвардейской, 37 и 46 армий, а также выполнение не свойственных понтонным частям работ по оперативной маскировке и, в частности имитации сосредоточения войск при подготовке Ясско-Кишенёвской операции.
Глава пятая: "В братской Польше".
В этой главе показаны действия полка на реках Западный Буг, Вепш, Висла. в этод периодполк, получив собственные автотранспортные средства, оставив без применения тяжёлый самоходный парк СП-19, приобрёл высокую мобильность в передвижении по шоссейным и грунтовым дорогам, чем значительноповысил свою оперативность в выполнении боевых задач.
По переправам, наведённым полком через Западный Буг в районе села Бытынь и Забужье прошли тяжёлые грузы одной танковой и двух общевойсковых армий.
На реке Вепш и на путяхподхода к ней , полк кроме наводки наплавного моста построил деревянный мост, произвёл большой объём работ по оборудованию клейных, жердевых и досчатых выстелок на подходах к переправам, а также по усилению мелкихмостовых переходав и других дорожных сооружений под нагрузку до 60 тонн для пропуска по ним тяжёлых грузов танковых и механизированных войск.
На реке Висла понтонёры полка показали повысившееся своё мастерство по строительству высоководных, двухпутных, большегрузных деревянных балочных мостов через такую большую и своеобразную реку как Висла в различные периоды её состояния (паводок, ледостав, ледоход).
Мосты, построенные полком совместно с армейскими инженерными частями на реке Висла обеспечили накапливание войск на Магнушевском плацдарме, который явился трамплином для решающего наступления первого Белорусского фронта на его направлении главного удара в операции "Багратион".
За выполнение боевых заданий командования полку было вручено боевое Красное Знамя - символ части и многие солдаты, сержанты и офицеры награждены правительственными наградами.
Глава шестая: " От Вислы до Одера (Одры)".
В этой главе показаны действия полка в передовых отрядах Первой Гвардейской танковой армии, его повысившаяся мобильность в передвижениях и оперативность в выполнении боевых заданий.
Продвигаясь в боевых порядках танковых и механизированных корпусов танковой армии, батальоны полка проникали за линию фронта, самостоятельно обеспечивали переправу танков, САУ и бронетранспортёров, зачастую , не имея впереди себя плацдарма, захватывали своими силами предмостные укрепления и удерживали их до подхода мотострелковых подразделений танковых или стрелковых частей общевойсковых армий.
В боях с прорвавшимся противником к переправам или к расположению автотехники и штабу полка, понтонёры своим стрелковым оружием отражали, уничтожали и брали в плен отдельные группировки немецких войск, при этом не прекращая устройство понтонных переправ или строительство деревянных балочных мостов.
С целью обеспечения мобильности продвижения танковых соединений полк в этот период впервые применил способ наводки наплавных мостов из парка ТМП прямо по покрову льда рек Пилица и Обра с последующим скалыванием льда или подрывания его удлинёнными зарядами, что значительно сокращало время устройства мостовой переправы.
За успешное обеспечение продвижения войск Первой гвардейской танковой и 8-й гвардейской армий и освобождение ряда городов братской Польши полку присвоено звание "Лодзинский".
На реке Одер (Одра) полк построил и содержал два высоководных деревянных моста, обеспечив переправу войск на западный берег и расширение плацдарма в полосе действий 5-й ударной армии и в дальнейшем переправу войск Первой гвардейской танковой армии для решающего наступления на Берлин.
Глава седьмая: "В последних сражениях".
В этой главе описываются действия полка по обеспечению продвижения танковых и механизированных корпусов Первой гвардейской танковой армии, устройство наплавных переправ из табельных средств, быстрое строительство и восстановление , с помощью заранее заготовленных элементов, деревянных мостов и других дорожных сооружений под грузы до 60 тонн на многочисленных небольших реках, каналах и грабенах, а также форсирование реки Шпрее на подступах и в самом городе Берлине.
Глава и очерк оканчиваются описанием работы подразделений полка по наводке наплавного моста через реку Эльба (Лаба) для пропуска по нему советских граждан, находившихся в фашистом плену и насильственно угнанных в фашистскую неволю.
Всё описанное в очерке документально точно, как по времени, так и по месту происходящих событий. Фамилии действующих лиц реальные , так как очерк написан на основе детального изучения фактического материала в центральном Архиве Министерства обороны, а так же личных воспоминаний автора, который сам являлся участником почти всего боевого пути полка, бывал на всех пунктах переправ и участвовал во многих боевых эпизодах.
Подполковник запаса подпись (Андреев)
---------------------------------------
Одежда для работы; Сталинградский котел; Йога для беременных; Оснащение приборами контроля дорожных работ; Шарф украшение Габриэль, шарф украшение; Современные покрытия крыши;