Глава 6. ВИСЛА – ОДЕР - Стр.2
Начальник штаба полка майор Рождественский предложил производить сборку моста прямо по льду и проломить лёд мостом при пропуске по нему танков.
Весь мост был собран на льду. Понтоны смыкали и втаскивали в линию моста, на них укладывали прогоны и настил. И тут встретили большие трудности, так как для смыкания паромов нужно было двигать готовые многотонные паромы иногда на 1-1,5 метра и для смыкания их добиваться совпадения отверстий в конструкциях.
Преодолевая неимоверные трудности, под непрерывным воздействием противника, который вёл артиллерийско-миномётный огонь по переправе, понтонёры трудились самоотверженно.
Снаряды и мины рвались то справа, то слева, поднимая вверх столбы воды и мириады ледяных осколков вперемежку со стальными. Расчёты понтонёров в дружном слаженном ритме подносили тяжёлые детали моста, полупрогоны, щиты, якоря, бухты каната, и всё под грохот разрывов снарядов, под свист осколков. Некоторые падали сражённые осколками, некоторые проваливались в воронки, в ледяную воду, выбирались из проломов во всём промокшие до костей (там было не до переодевания) вновь хватались за свою тяжёлую ношу.
Убитых выносили на берег и накрывали плащ-палаткой, оставляли пока до окончания наводки моста. Раненых тут же перевязывали, а тяжелораненых уводили к медпункту на берег, где лейтенант медицинской службы Титов принимал их, оказывал первую помощь и подлежащих эвакуации отправлял в полевой госпиталь.
Пять часов длилась сборка моста на льду. Лёд вокруг моста обрубили с обеих сторон и он, ломая под собой льдины, опустился на плав. По мосту пошли танки, САУ и другие грузы передовых частей армии
Авиация противника пыталась дважды разрушить мост массированными налётами, но безуспешно, мост продолжал действовать.
С утра семнадцатого января второй понтонный батальон с одной ротой армейских сапёров приступил к строительству деревянного балочного моста через реку Пилицу в районе города Нове-Място.
Понтонёры прорубили во льду лунки по намеченной линии моста, устанавливали в них заранее заготовленные сваи с продетыми ломами сквозь отверстия, просверлённые в верхней их части, и, одев на верхушки свай сколоченные на двух длинных слегах подмости, взбирались на них с ручной тяжёлой дубовой «бабой» начинали вгонять сваи в грунт дна реки. По всей линии моста слышны были возгласы бойщиков свай «И…Ух! И…Ух!» и глухие удары дубовых «баб» по оголовкам свай.
К месту строительства моста подъехал бронетранспортёр, из него вышли генералы и офицеры. Один из них, вероятно старший, удивлённо посмотрел на это диковинное приспособление и, подойдя ближе к берегу, где разговаривали офицеры штаба полка и батальона, подозвал ближе стоявшего к берегу адъютанта старшего первого понтонного батальона старшего лейтенанта Подгорного Н.П., спросил его: «Это что за чудо техника?»
Старший лейтенант представился по форме и доложил что это подмости для забивки свай, а понтонёры прозвали это устройство «самолёт», так как с него легко слететь можно.
Генералы и офицеры танкисты посмеялись, толи над самим устройством, толи над метким его прозванием и, сев в транспортёр, уехали по наплавному мосту в сторону города Нове-Място.
В 12:00 первый понтонный батальон, находившийся до сего времени в резерве армии, переправился по наплавному мосту вышел на марш с передовыми отрядами армии.
Ко второй половине дня 17 января первая гвардейская танковая армия целиком переправилась на противоположный берег реки Пилица по 60-и тонному мосту и устремились на север в обход города Варшавы с юго-запада.
Несколько пехотных дивизий противника, занимавшие оборону на всём огромном пространстве по левому берегу реки Висла от Магнушевского плацдарма до самой Варшавы, оказались в полукольце окружения. Дабы избежать полного окружения они попытались использовать единственную возможность выхода – проскочить на юг в разрыв между ушедшими вперёд танковыми войсками и ещё не подошедшими войсками общевойсковых армий.
Более двух тысяч немецкой пехоты с танками вышли к городу Нове-Място уже занятому войсками первой гвардейской танковой армией, в основном штабами и вспомогательными частями, и завязали бой в городе.
Некоторая часть пехоты противника на бронетранспортёрах с пулемётами и миномётами подошла к понтонной переправе и строительству моста, пытаясь прорваться за реку Пилица на юг, чтобы вырваться из окружения.
Нависла угроза срыва строительства моста и уничтожения понтонной переправы.
Строительство моста было приостановлено, понтонёры вынуждены были взяться за оружие и вступить в бой с подходившим к реке противником. На защиту переправ бросились все, кто находился поблизости. Несколько часов они отстаивали переправу пока не подошли части общевойсковых армий, которые окончательно добили прорвавшуюся группировку противника.
Понтонёры возобновили строительство моста.
Другая группировка противника численностью около 900 человек с автоматами, пулемётами и миномётами в пешем порядке перешла реку Пилица ниже строительства моста и устремилась на юг лесом, что западнее села Валиска, и к полудню того же дня вышла к месту расположения штаба полка, автопарка второй мостовой роты и тылов второго понтонного батальона.
И здесь понтонёры вступили в бой с пехотой противника.
Вот как развивались события этого неравного боя. Помначштаба полка только вернулся с места строительства моста и поднялся на ступеньки крытого кузова штабной автомашины, как из леса между понтонных машин, расставленных вдоль опушки, выскочил шофер второй мостовой роты рядовой Проклов Ф.М. и с криком «Братцы! Немцы!» выхватил из кабины своей машины автомат, изготовился к бою из-за машины.
К нему подбежал капитан Андреев, чтобы расспросить в чём дело, но из леса послышались автоматные очереди. Капитан вынул пистолет и сделал три выстрела вверх. Кто где находился все стали выскакивать на поляну перед штабом, писаря, хозяйственники, шофера и ремонтники. «В ружьё! - подал команду капитан и громким голосом добавил: - Всем взять оружие и быстро ко мне!».