Понтонно-мостовой полк, сформированный 20-го декабря 1942 года в селе Петропавловка под Сталинградом.

ВВЕДЕНИЕ

         Большой, трудный и славный путь прошёл Первый отдельный тяжёлый моторизованный Лодзинский орденов Аександра Невского и Богдана Хмельницкого П степени понтонно-мостовой полк, сформированный 20-го декабря 1942 года в селе Петропавловка под Сталинградом.

         Костяком полка стали офицеры , сержанты и солдаты 160-го отдельного тяжёлого моторизованного понтонно-мостового батальона, на базе которого был сформирован полк. Они выстояли сами и вынесли на своих плечах и переправочных средствах добрую долю всех переправ в Сталинградской эпопее, вплоть до полного окружения 6-й немецко-фашистской армии.

         За время боевых действий от Волги до Эльбы личному составу полка вручено: офицерам 321, сержантам 767 и солдатам 3399 орденов и медалей. В том числе за оборону Сталинграда награждено392 офицеров, сержантов и солдат бывшего 160-го понтонно-мостового батальона.

         Всем им памятны переправы через реку Волга у завода "Красный Октябрь", у Красной Слободы (Центральная переправа №2), У Татьянки на Верхней Ахтубе, когда в соответствии с боевым приказом Командующего Юго-Восточным фронтом 160-й батальон был придан в оперативное подчинение начальника инженерных войск 62-й армии.

         Вот как описываются действия 160-го понтонно-мостового батальона в книге "Инженерные войска в боях за Советскую Родину":

         "Центральная переправа №2, содержавшаяся 160-м понтонно-мостовым батальоном так же в районе Красной Слободы, несмотря на непрерывное воздействие артиллерийского огня и авиационных бомбардировок, за месяц работы перевезла в обе стороны более 200 тысяч человек, около 100 танков, 190 орудий, большое количество автомобилей и тракторов и до 500 тонн боеприпасов и прочих грузов". *1

         На Волжских просторах многие воины 160-го тяжёлого моторизованного понтонно-мостового батальона нашли конец своего ратного пути.

       Преодолевая водные преграды от Волги до Эльбы, воины-сталинградцы являлись примером мужества, самоотверженности и боевой выучки для всего состава полка.

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

*1    А.Д.Цирлин, П.И.Бирюков. В.П.Истомин, Е.Н.Федосеев.

        "Инженерные войска в боях за Советскую Родину"

        Воениздат М. 1970г.  стр.132.

                  Боевое мастерство, мужество и самоотверженность понтонёров полка способствовали обеспечению стремительного наступления войск 37,46, 57.69 армий, 8-й гвардейской и 5-й ударной армий, 2-й танковой 1-ой гвардейской танковой армиям при освобождении Советской Украины, братской Польши и восточной Германии от немецко-фашистских войск.

         Сталинград, Ростов, Днепропетровск, Одесса, Тирасполь и десятки других городов были освобождены советскими войсками, которым способствовали понтонёры первого понтонного полка.

         Польские города Люблин, Демблин, Пуловы, Варшава, Лодзь, Конин, Кутно, Познань, Ландзберг (Гожув Вельнопольский), Кюстрин(Костшин), Гнезно (Гнезен) были освобождены при участии личного состава полка.

         За мужество и героизм, проявление личным составом полка в Висло-Одеркой наступательной операции советских войск полк был удостоен звания "Лодзинский".

         За вторжение в Бранденбургскую провинцию Германии и участие в овладении столицей фашистской Германии городом Берлин всему личному составу полка объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза тов. И.В. Сталина.

         Заслуги полка не раз отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего.

         За пройденный длительный путь с момента формирования и до последнего дня Великой Отечественной войны полк удостоен правительственных наград орденами "Александра Невского" и "Богдана Хмельницкого П степени".

          Личному составу полка приходилось не только переправлять войска на паромах, собирать наплавные и строить деревянные мосты, а во время действий с подвижными отрядами бронетанковых войск в некоторых случаях участвовать непосредственно в боях с прорвавшимися к переправе противником, захватывать  и удерживать небольшие предмостные плацдармы, самим же обеспечивать оборону наводимых переправ до подхода мотопехоты, уничтожать и брать в плен зарвавшихся фашистских вояк.  

         Часто приходилось начинать наводку понтонных переправ под прикрытием только собственных зенитно-пулемётных средств.

         На счету зенитно-пулемётного взвода один сбитый фашистский бомбардировщик.

         Воссоздавая славный боевой путь полка, автор, являясь сам участником этого пути, поставил задачу описать массовый героизм и  самоотверженный , тяжёлый и опасный ратный труд воинов-понтонёров, описать боевые подвиги и отдельные эпизоды с указанием конкретных людей участников великой битвы с фашизмом - врагом всего человечества.

         Более восьми тысяч километров от Сталинграда до Магдебурга прошли воины полка в боях и сражениях под непрерывным воздействием вражеской авиации, под артиллерийскими и миномётными обстрелами, а иногда и под градом ружейно-пулемётного огня, строили мосты, наводили понтонные переправы и спасали их от ледоходов, затопления или от сплавных мин.

         Отмечая боевые подвиги, и беззаветную преданность социалистическому Отечеству, проявленные при освобождении территории Советской Украины и выход на территорию братской Польши, успешное форсирование реки Висла и обеспечения переправы войск для закрепления и расширения Магнушевского плацдарма на её западном берегу полку было вручено Красное Знамя, которое в данное время находится на хранении в Центральном музее Вооружённых Сил Советского Союза в столице нашей родины - Москве.

         Работая над данным очерком, автор сознавал, что подлинными творцами истории полка являются солдаты, сержанты и офицеры понтонёры, мотористы, катеристы, шофера-водители, ремонтники, медицинские, хозяйственные и штабные работники его однополчане, им и посвящается этот очерк.