В братской Польше - Стр.8
Дальше всех была остановка в районе села Ляткув, где на пароме из парка ТМП переправлялись танки.
Буксирный катер БМК-70 натянул металлический трос и вот уже тяжёлый паром с танком Т-34 начал сползать своими консолями с пристани. Лёгкий рывок и паром свободно зашатался на плаву на всех понтонах. Вновь катер натянул тросы, и паром, покачиваясь, плавно пошёл за ним.
Не успел паром отойти от берега и на 50 метров, как на горизонте появилась семёрка «Фоке Вульфов» и тут же стали заходить в круг для разворота на бомбометание.
С обоих берегов затарахтели выстрелы зенитных пушек и хлопки разрывов зенитных снарядов всё ближе и ближе раздавались вокруг самолётов. Один, затем другой стервятник прорвался сквозь зону заградительного огня зениток, и вот уже вокруг парома и катера его тянувшего вскинулось около десятка водяных фонтанов от разрывов бомб. Часть самолётов обрушилась на позиции зенитчиков на левом и правом берегах. Яростно застрочили зенитные пулемёты ДШК и даже противотанковые ружья. Многие солдаты, находившиеся на берегу открыли огонь по самолётам из винтовок, кто прямо стоя, кто из щели, кто приладившись из-за кузова машины.
Генерал с группой офицеров подошли к опушке леса и расположившись у деревьев наблюдали эту массовую дуэль.
Паром с танком продолжал свой путь за катером. Видно было, как люди на пароме забегали, перегибаясь за борта понтонов, заделывали пробоины на ходу, кого-то вытаскивали на настил, кого-то перевязывали, прислонив к гусенице танка.
Семёрка «Фоке Вульфов» уже, где то далеко над плацдармом выстроилась в полётном строю, уходила на запад.
Рекогносцировочная группа приближалась к селению Ляткув, вернее к нескольким полуразрушенным домикам, оставшимся от этого селения.
Подойдя к реке, генерал Ткаченко что то объяснял окружившим его офицерам, указывая рукой на подходящую на обоих берегах дорогу к реке. Можно было заключить, что это и будет местом постройки моста.
Частая дробь выстрелов зенитных пушек оповестила о повторном налёте самолётов противника. Шестёрка «фокеров», уже разделившись попарно, пикировали над левой пристанью, где сгружался танк, и над позициями зениток. Один самолёт, сделав правый крен, стал разворачиваться и заходить на круг над развалинами Ляткува. Некоторые офицеры обеспокоенно стали посматривать вверх на самолёт.
- Ну а этот, вероятно, нас заметил, - сказал генерал, прибавив шагу, - на окраине есть открытые щели! - скомандовал он и неторопливым, но широким шагом спокойно направился на окраину к опушке леса, подходившей близко к развалинам посёлка. Все прибавили шагу, быстро подтянувшись к генералу. Подполковник Трахтенберг не поспевал за всеми. Поравнявшись со щелями, отрытыми на обочинах плотной песчаной дороги, офицеры стали спускаться в щели. Самолёт начал быстро снижаться.
Капитан Андреев, подойдя к щели, приготовился спрыгнуть в неё, но увидев своего командира в нерешительности стоявшего на середине дороги, услыхав вой быстро снижающего самолёта, в одно мгновение схватил подполковника под руки и сходу втиснулся в щель, навалившись всем своим телом на него. И в это мгновение щель содрогнулась, сильный грохот разрыва как пробками заткнул уши, песчаные брустверы щели обрушились сверху, засыпав голову, шею, спину. Больше не было слышно разрывов, только ещё три или четыре раза вздрагивала щель, и всё утихло.
Капитан вскочил из щели, ещё не рассеялся дым, и не совсем осела песчаная пыль от последней разорвавшейся бомбы. Пахло горелым тротилом. Подав руку командиру и помогая ему выбраться из полузасыпанной щели, он стал отряхивать его шинель от песка и пыли.
- Можно было бы и поаккуратнее, - стал выговаривать капитану подполковник, - навалился на меня как слон.
- Спасибо ему надо сказать, а не выговаривать, - сказал подошедший генерал, - вон глянь, где ты стоял.
В самом деле, в десятке метров на самой середине дороги, напротив щели, из которой вылез подполковник, зияла большая воронка от авиабомбы.
Все посмотрели на воронку, на подполковника, на капитана. Каждый что-то сказал по этому поводу. Но тут подъехали все автомашины, которые под чьим-то руководством двигались следом за группой, держась где-то в стороне и укрываясь по опушкам леса.
- И так, всем всё ясно? – спросил генерал, садясь в свой «виллис», - подробности в приказе, а сейчас приступайте к подготовительным работам.
Восемнадцатого августа на месте паромной переправы через реку Висла в районе Ляткув началась постройка деревянного моста силами полка и инженерных частей армии. Мостовая переправа, которая действовала только ночью, была снята совсем. Оставлено два парома для перевоза тяжёлых грузов и подвоза лесоматериала к месту строительства моста.
Продолжался настойчивый розыск и упорная работа понтонёров и ремонтников по обнаружению, извлечению из реки и восстановлению понтонного имущества повреждённого при бомбёжках переправ.
Капитан Лабутин И.В., помпотех полка, двадцать пятого августа пришёл к командиру полка с докладом о наличии и плачевном состоянии имущества парка. Из 58-и затонувших полупонтонов извлечено из реки и отремонтировано тридцать шесть, семнадцать полупонтонов оказались совершенно непригодными к восстановлению, остальные вообще не найдены, так как пр истечении времени занесены песком и илом.
Огромное трудолюбие, высокие технические знания и организованность проявили офицеры, сержанты и солдаты технической службы полка по извлечению, ремонту и восстановлению буквально из лома большого количества исковерканного понтонного имущества, проявляя при этом мужество и самоотверженность, так как все аварийно-спасательные работы проводились в основном непосредственно на берегу реки Висла зачастую под воздействием авиации противника.
При этом отличились командир технической роты старший лейтенант Рычков Г.Г. руководивший ремонтно-восстановительными работами, сварщики электротехнического взвода, которым командовал лейтенант Зайцев Г.М.
Смекалку и изобретательность проявили солдаты и сержанты ремонтной мастерской, начальником которой был техник-лейтенант Прокофьев Г.Я.
К тридцатому августа всё извлечённое из реки Висла понтонное имущество было полностью восстановлено и укомплектовано по паромно на автомашины.
За тридцать дней через реку Висла было переправлено на Магнушевский плацдарм танков – 75, самоходных артиллерийских установок – 76, орудий разного калибра – 925, повозок – 3142, лошадей – 540, автомашин – 2340, и более 12-и тысяч солдат и офицеров 8-й гвардейской армии.
Первого августа, переправившись на подручных и табельных дивизионных и армейских средствах, войска 57-й гвардейской стрелковой дивизии в составе 8-й гвардейской армии захватили небольшой плацдарм в районе Магнушева и повели решительное наступление на юго-запад.
Захват плацдарма в районе Магнушева создал угрозу удара с юга по всей Варшавской группировке противника, который был вынужден стянуть остаток сил с правого берега и бросить их против Магнушевского плацдарма, этим самым получив превосходство в силах, особенно в танках и авиации, которая беспрерывно буквально висела над пунктами переправ и головами переправляющихся войск.
Магнушевский плацдарм к концу месяца благодаря успешному накоплению на нём войск и их упорству был расширен до 10-и километров по фронту и до 15-и километров в глубину и впоследствии явился трамплином для дальнейшего наступления войск I-го Белорусского фронта на Берлинском направлении. Этому в большой степени способствовали переправы, которые оборудовал и содержал Первый отдельный моторизованный понтонно-мостовой полк.
В начале сентября на переднем крае фронта и на Магнушевском плацдарме в частности наступило относительное затишье. Начались обычные фронтовые будни. В сводках совинформбюро кратко сообщалось: «За истекшие сутки на фронте никаких изменений не произошло». Но для понтонёров это было продолжение тех горячих дней , которые начались с подходом к реке Висла.
Понтонный полк, несмотря на то, что к началу сентября в основном весь сосредоточился в лесу в 4-х километрах восточнее Тарнува и зарылся в землянки, приступил к боевой подготовке с прибывшим пополнением, а часть подразделений полка находилась на выполнении боевых заданий, это:
- участие в строительстве деревянного моста в районе Ляткув сопряжённое с появившимися трудностями, а именно прибытием воды в реке и усилением течения, которое вымывало и вырывало уже забитые сваи и целые опоры, что требовало повторной бойки свай и заготовки резерва деталей моста;
- устройство и содержание двух брандвахт, в связи с применением противником в полосе действия 69-й армии сплавных мин;
- устройство и содержание перевозочного парома под грузы 5 тонн на деревянных лодках и верхнего строения из подручных средств, для переправы польского населения с плацдарма на правый берег реки Висла.
- выполнение боевого задания штаба инжвойск фронта по строительству в районе города Седлец заглубленных блиндажей и перекрытых щелей для отделов штаба фронта и командного пункта;
- выполнение большого и сложного мероприятия по ремонту, прибывшего по железной дороге на станцию Рыки в районе города Демблин, парка СП-19, с последующей переброской его в район Тарнув на реке Висла.