Глава 6. ВИСЛА – ОДЕР - Стр. 12 переправа на западный берег Одра

Глава 6. ВИСЛА – ОДЕР - Стр. 12

 


 Полк продолжал обеспечение переправы войск на западный берег реки Одер (Одра), где войска 5-й ударной армии вели упорные бои за расширение плацдарма, однако без тяжёлой артиллерии и танков стрелковые части армии достаточного успеха не имели.

         Противник не прекращал обстрела мостовой переправы в районе Келенциг. Понтонёры непрерывно устраняли повреждения наносимые взрывами артиллерийских снарядов.  

         Систематически, через каждые пять минут, над мостом пролетали снаряды, разрываясь то в воде, то у берегов, то прямо на мосту, вырывая часть настила, проламывая прогоны и насадки. Тут же немедленно с берега понтонёры подносили заранее заготовленные элементы, выбрасывали изуродованные, укладывали новые и грузы вновь двигались по мосту.

        Отважно работали понтонёры взводов младшего лейтенанта Конева В.Ф. и лейтенанта Устинова Л.С.. И сами офицеры, не сходя с моста, воодушевляя своих бойцов личным примером , обеспечивали своевременную ликвидацию повреждений.

         Проявляя отвагу и бесстрашие при восстановительных работах, получили ранения понтонёры первой и второй роты рядовые Бирюков, Глинник, Степанов, Филиппов, Рядский. Получили ранения и их командиры взводов младший лейтенант Конев и лейтенант Устинов. На следующий день 14 марта были ранены рядовые Горшков, Татарников и Черепанов.

         Изо дня в день велась борьба за сохранность мостовой переправы, изо дня в день, проявляя отвагу и мужество, понтонёры несли потери. Ранены рядовые 3-й понтонной роты Тимофеев и Масюк, 15-го марта ранены рядовые Слюсаренко и Мандрык. Не уходя с переправы в течении нескольких суток, непосредственно на мосту, не взирая на опасность, под свист осколков снарядов, оказывал медицинскую помощь раненным старший военфельдшер 1-го батальона лейтенант медслужбы Титов В.И..

         18-го марта рядовой 3-й роты Шкиль Ф.Ф. прилаживал последний колесоотбой на месте устраненного повреждения моста. Забив последнюю скобу, крепящую колесоотбой, понтонёр с облегчением поднялся во весь рост, выпрямляя усталые плечи, но сильный удар в спину повалил его на край настила. Он не слыхал свист и взрыв снаряда, всё кругом стало тихо и темно в глазах, тело его, до половины свесившись с настила, обмякло и медленно начало сползать с моста в воду.  

         Находившийся поблизости лейтенант медслужбы Титов бросился к солдату и удержал его.

         Втащив раненого на настил, сорвал с него гимнастёрку всю залитую кровью и наложил на рану тампон индивидуального пакета, кое-как перевязав бинтом поверх нательной рубахи. В его медицинской сумке больше не оказалось бинтов, кровь сочилась из под тампона. Нужно срочно на берег, и он потащил на себе потерявшего сознание понтонёра.

         При выходе с моста на берег где-то рядом разорвался снаряд очередного артналёта, что-то больно ударило в левую ногу. Прихрамывая, лейтенант донёс солдата к пункту медслужбы, где врач полка с санитаркой приняли его, а сам сел на заготовленные свежеобструганные сосновые брёвна стал стягивать с ноги сапог. Распоров штанину и кальсоны, он сам наложил себе поданный санитаркой индивидуальный пакет, сказав ни к кому не обращаясь « Ну вот я и себя перевязал, и до меня дошла очередь».  

         Одновременно с содержанием мостовой переправы в полку велась упорная работа по восстановлению повреждённого понтонного имущества.

         По мере восстановления и комплектования имущества с 15 марта полк приступил к организации паромной переправы через реку Одер (Одра) в районе Альтшаумбург для переправы на плацдарм танков и тяжёлой артиллерии. Через правый рукав реки начато строительство моста под грузы 60 тонн.

         К утру 18-го марта была построена эстакада на левом берегу основного русла реки Одер (Одра) и собран паром под грузы 70 тонн.

         Через правый рукав реки построен мост длиной 150 метров и в ночь на 19-е марта началась переправа танков.

         В этот день в командование полком вступил подполковник Недзельский Константин Иванович, бывший командир 138-го отдельного понтонно-мостового батальона.

         С утра 19-го марта противник, обнаружив паромную переправу, обрушил на неё всю силу своего артиллерийского огня.

         Отважные мотористы буксирных катеров старший сержант Дёмин и сержант Козлов, искусно маневрируя с тяжёлым паромом, удачно уходили от разрывов вражеских снарядов.

         Но понтонёрам, обслуживающим переправу, доставалось и на пароме и на эстакаде и на мостовом переходе. Получили ранения рядовые второго батальона Куркин, Ермаков и Евкович.  

         Вода в реке с каждым днём убывала всё больше и больше, вследствие чего приходилось непрерывно переносить пристани, удлинять эстакады, настилать подъезды  к переправе колейной и дощатой выстилкой.

         При подвозе к эстакаде лесоматериала была разбита снарядом противника автомашина «Студебеккер» и ранен шофёр 2-й мостовой роты Камышев И.Ф., командир взвода младший лейтенант Булин С.В. и солдат его взвода рядовой Журомский И.А..

         До 22-го марта на плацдарм было переправлено более 60-ти танков, 23 САУ и большегрузные автомашины с боеприпасами для них.

         Противник непрерывно вёл обстрел района переправы, ранен командир понтонного взвода лейтенант Титов Б.А..

         В 18:00 22-го марта прямым попаданием тяжёлого артиллерийского снаряда перевозной паром под грузы 70 тонн был разбит и затоплен.  

         Осколками этого снаряда был повреждён катер БМК-70 и убит в нём отважный и опытный моторист, и командир отделения мотористов сержант Козлов А.П., который на многих переправах бесстрашно водил свои катера и от рядового моториста вырос до сержанта и командира отделения мотористов, неоднократно награждён правительственными наградами.

 На этом же пароме был ранен начальник парома лейтенант Булисер Г.В..

         Этой же ночью приступили к извлечению и восстановлению понтонного имущества. Из восстановленного имущества был собран 16-и тонный паром, который действовал до 5-го апреля. За это время было переброшено 120 автомашин, 15 тяжёлых орудий и 3 самоходки, 23 миномёта, 4 трактора много повозок с лошадьми, более 5000 людей и около 100 тон различных грузов.

         Переправленные ранее танки, самоходные орудия и другие войска оказали большое содействие по расширению плацдарма.

         Плацдарм на западном берегу реки Одер (Одра) уже имел в ширину 12 километров и в глубину 8 километров. Город Кюстрин (Костшин) был занят войсками 5-й ударной армии, но засевшие в крепости гитлеровцы оказывали ещё сопротивление.

         За Одером (Одрой), западнее Кюстрина (Костшина) немцы удерживали коридор шириной до 3-х километров между плацдармами 8-й гвардейской и5-й ударной армиями, по которому они поддерживали связь Цитадели с городом Зеелов. 22-го марта началась операция по ликвидации этого коридора.

         В течении 4-х суток наша авиация днём и ночью наносила методические бомбовые удары по Цитадели и коридору.

         Артиллерия, пристрелявшись, вела огонь по различным участкам и целям, и после сильного огневого налёта стремительной атакой немцы были выбиты из коридора и плацдармы сомкнулись.

         Цитадель на острове осталась в полном окружении.

         Расширение плацдарма и ликвидация коридора создали более благоприятные условия и для понтонёров.

         Можно было начать строительство более основательной мостовой переправы.

         В то время, как подразделения 2-го понтонного батальона под командованием капитана Панченко А.А. продолжали содержать переправу у Келенциг и мост из парка ДМП через реку Варта у города Кюстрин (Костшин), первый понтонный батальон под командованием майора Тумасьева Н.И. приступил к строительству деревянного двухпутного моста под грузы 60 тонн через реку Одер (Одра) в районе Альтшаумберг.

         Для заготовки лесоматериала был придан 69-й ВСО, а с 8-го апреля на строительство моста был переброшен и весь второй понтонный батальон полка.

         Строительство моста проводилось только ночью, днём велась заготовка, и подвозка лесоматериала на правый берег, где производилось изготовление свай, насадок, прогонов и других элементов моста, чтобы ночью производить только установку их.

         Для механизированной забивки свай, особенно на глубине реки, которая достигала 7-и метров, полку были приданы распоряжением начинжа 5-й ударной армии 5 копров с дизельмолотами на паромах 17-го отряда механизации инженерных работ.

         Для получения копров был направлен в штаб армейской инженерной бригады помощник начальника штаба полка капитан Андреев. Но в штабе бригады произошёл такой инцидент. Командир бригады пожилой седоватый и немного грузный инженер-полковник, не смотря на прямое указание начинжа армии, наотрез отказался сейчас же передать паромы с копрами. Ссылаясь на то, что его бригада, строившая такой же мост у города Кюстрин (Костшин) ещё не успела забить все сваи, хотя срок по графику истёк, он сказал капитану, чтобы он приезжал через два дня. Капитан попытался возражать, ссылаясь на график и распоряжение начинжа армии, но спорить со старшим, тем более капитану с полковником, было бесполезно.

         Выйдя из комнаты командира бригады, капитан подошёл к дежурной телефонистке и в начальственном тоне приказал вызвать «одиннадцатого», то есть начинжа армии генерал-майора Фурсу. А что оставалось делать, или получать нагоняй от начинжа за обращение не по команде, или нагоняй от командира полка за невыполненное задание.

         Телефонистка, вероятно, приняв незнакомого капитана за представителя штаба инжвойск армии и тут же начала вызывать по полевой цепочке абонента, то есть «11-го».

         Через несколько минут телефонистка доложила:

         - Готово! Говорите, товарищ капитан.

         Капитан, взяв трубку, решительно отрапортовал:

         - Товарищ «одиннадцатый», докладывает ПНШ от Недзельского! Ваше распоряжение и график работ не выполняет командир 17-й копры для бойки свай у Альтшаумберга, не передаёт, хотя срок по графику истёк сегодня.

         Прошла пара минут пока этот рапорт был передан через промежуточные телефонные пункты на линии, которая протяжённостью составляла более 10 километров, и сидящие на линии в промежуточных пунктах дублировали разговор из трубки в трубку.  

         «Дайте командира бригады» услыхал капитан распоряжение генерала голосом девушки дежурившей на промежуточной станции.    

         Дежурная телефонистка переключила рычажок, а капитан проскользнул в приоткрытую дверь комнаты командира бригады.

         Полковник, держа трубку, лаконично ответил:

         - Здравия желаю, товарищ «одиннадцатый»! Копры? Сваи? Сваи ещё не все забиты, копры не могу передать…пауза.…А чем я буду сваи забивать? ...пауза…Чем? Девушка, да вы что там, на линии сидите, спите что ли? Передавайте что сказал «одиннадцатый». Что? Неудобно? Вы должны дословно передавать…Что??? Фу ты, чёрт.…Для этого я уже не способен.

         И, увидев капитана, набросился на него.

         - А, ты здесь? Уже доложил. Вот ты бы и забивал свои сваи по рекомендации генерала. Ну ладно, забирай копры. Майор Гомон, оформите акт передачи.

         Инцидент был исчерпан. Копры вовремя были перегнаны по реке в район Альтшаумбург.

         Работа по строительству моста развернулась полным ходом. Технические подразделения полка обеспечили распиловку лесоматериала, на походных кузницах были изготовлены все необходимые металлические детали, болты, хомуты и другие паковки.

         К исходу 12 апреля двухпутный деревянный мост под грузы 60 тонн через реку Одер (Одра) в районе Альтшаумбург был построен.

         С этого дня полк приступил к приведению в порядок всего понтонного имущества и укомплектованию его повзводно на машины, как отремонтированного, так и прибывшего на пополнение взамен вышедшего из строя.

         Подготовив переправочные средства и погрузив его на машины, батальоны, штаб полка и службы 15 апреля 1945 года выступили на марш для следования с войсками, изготовившимися к решительному наступлению на Берлин.