ГЛАВА 4. В БОЯХ ЗА ДНЕСТР

ГЛАВА 4. В БОЯХ ЗА ДНЕСТР


         Только был отправлен старший лейтенант для связи с армией, как через несколько часов к командиру полка прибыл офицер штаба инжвойск 3-го Украинского фронта и колонна автомашин для парка ТМП с распоряжением обеспечить переправу войск 37-й армии через реку Южный Буг в районе Контакузенка.

         Пока рота старшего лейтенанта Хрущёва Д.П. грузила а автомашины имущество парка на два 16-ти тонных мостовых парома, прибыл третий эшелон с тылами полка.

         К утру 30 марта понтонные взводы под командованием лейтенанта Домахина Ф.А. и старшего лейтенанта Несговорова С.Н., прибыв ещё ночью в указанный пункт, собрали два парома и вышли на правый берег реки Южный Буг, спустя несколько часов после того как противник покинул там свои окопы.

         Вторая колонна с парком на два мостовых парома под грузы 16 тонн выступила 31-го марта во главе с командиром полка. Прошедшие накануне сильные дожди и не успевшие подсохнуть от весеннего снеготаяния чернозёмные грунтовые дороги сильно затрудняли продвижение колонны. Только благодаря самоотверженному труду понтонёров сопровождавших, да непосредственному присутствию и руководству командира полка подполковника Пономаренко А.А. поднимавшего дух и уверенность, понтонёры буквально на своих плечах продвигали тяжело загруженные автомашины с парком на протяжении всех 120-и километров и на третий день прибыли к месту переправы.

         К полуднютого же дня мост под грузы 16 тонн длиной 80 метров был наведён через реку Южный Буг в районе села Кантаузенка, а к вечеру был собран перевозной паром под грузы 60 тонн для переправы танков 57-й армии.

         Переправа действовала с 3-го по 10 апреля. За это время было переправлено: танков – 84, тракторных тягачей – 403, орудий – 644, автомашин более 7-и тысяч, повозок – 2,5 тысячи и около 15-и тысяч воинов армии.

         Утром 10-го апреля переправа на реке Южный Буг была снята и рота старшего лейтенанта Хрущёва Д.П. с имуществом на один паром под грузы 50 тонн выступила на марш в район села Слободзея Молдованская на реке Днестр в полосе действия 8-й Гвардейской армии. Проделав трудный 180-ти километровый марш по не совсем ещё подсохшим и разбитым дорогам, рота к 12-му апреля прибыла и оборудовала паромную переправу, которая действовала под непосредственным артиллерийским и миномётным огнём противника.

         На следующий день авиация противника произвела неоднократные налёты на пункт переправы и при одном из налётов были повреждены три полупонтона. Понтонёры роты старшего лейтенанта Хрущёва Д. П. самоотверженно боролись за спасение парома, устраняя повреждения и ликвидируя течь в полупонтоне. При этом смертью храбрых погибли командир отделения сержант Филатов И.Ф. и солдат Котнев И.И., тяжело ранены солдаты Гуреев И.И. и Григорьев И.И.

         Получили ранения также солдаты Уваров А.Н. и Семириков И.Ф., но с парома не ушли до конца налёта вражеской авиации.

         В результате хорошей организации работ командиром роты старшим лейтенантом Хрущёвым Д.П., командирами взводов лейтенантом Домахиным Ф.А. и старшим лейтенантом Несговоровым С.Н. а также упорного труда понтонёров переправа была сохранена и действовала до 14-го апреля.

         В это время полк с остальным имуществом парка сосредотачивался к реке Днестр в районе села Глинное, где к исходу 16-го апреля была оборудована вторая паромная переправа через реку Турунчук в полосе действий 46-й армии.

         Ввиду необходимости переправы в основном лёгких грузов начальник инжвойск 46-й армии приказал навести из парка ТМП мост под грузы 8 тонн, что не предусмотрено наставлением для тяжёлого мостового парка.

         Штаб полка, начальник капитан Рождественский М.Д. и его помощник старший лейтенант Андреев К.С. произвели подсчёт имущества и расчёт его по данным взвода разведки, а также составили схему восьмитонного моста, что в практике организации переправы из парка ТМП было проделано впервые.

         На место сборки выехали командир полка и все офицеры штаба полка и батальона, которым была предложена схема мостовых конструкций, порядок сборки и ввода их в линию моста.

         Мост был наведён и по нему в течение двенадцати часов сплошным потоком шли грузы: автомашины, артиллерия , повозки, люди.

         Противник трижды подвергал мост массированному налёту авиации и в результате прямого попадания в третьем налёте мост вышел из строя, пробиты пять полупонтонов, разбиты и затоплены тридцать полупрогонов с настилом в линии моста два понтонёра были контужены.

         Весь наличный состав офицеров, сержантов и солдат был брошен на разборку моста и извлечения имущества. Ввиду малого количества прогонов в линии моста (4 штуки), конструкция являлась  не очень жёсткой и при повреждении и затоплении части моста полупрогоны сильно деформировались, и заклинило стрингерные болты так, что разобрать конструкцию не представлялось возможным.   

        Было принято решение рубить под водой стрингерные болты. Можно ли себе представить насколько был трудный и опасный труд для понтонёров, которые, невзирая на непрерывный обстрел и периодически повторяющиеся налёты авиации, ныряя под воду, рубили болты, разъединяли конструкции и извлекали имущество.

         Противник не прекращал авиационные налёты. Его стервятники группами по 9-12 самолётов продолжали бомбить мост, на разборке которого трудились понтонёры при слабом зенитно-артиллерийском прикрытии.

         Утром 18-го апреля авиация противника усилила удары по мосту. Налёты продолжались всю первую половину дня, когда в 13:00 прямым попаданием была разрушена эстакада на левом берегу, затонули все конструкции остатка восьмитонного моста, и течением унесло более 50-и настилочных щитов.

         Пока понтонёры первого батальона разбирали конструкции затопленного моста, второй батальон, собрав из пригодного имущества три тридцатитонных парома, вплавь перегнали их в район города Тирасполя, где совместно с батальонами 5-й понтонно-мостовой бригады навели наплавной мост.

         При организации обслуживания и спасения переправ на реке Днестр и Турунчук в районах Слободзеи Молдавской и Глинного особо отличились коммунисты командиры взводов лейтенанты Титов Б.А., Балин И.И., командиры отделений старший сержант Хельм Н.Ф., сержант Стариков А.А., а также беспартийные командиры отделений старший сержант Рябов Ф.В. и сержант Старичков И.Т.

         Отважно действовали и безустали трудились понтонёры коммунисты рядовой Шайдулин Ибрагим, Тихонов А.П., комсомолец рядовой Каргин М.И. Их примеру следовали ефрейтор Черняк Ф.И. и многие другие.

         Бессменно трудился и бесстрашно действовал при наводке переправы и спасении имущества моторист буксирного катера коммунист старший сержант Дёмин Иван Васильевич. Многие понтонёры за эти переправы удостоены правительственных наград.

         25 апреля поступило боевое распоряжение от начальника инжвойск 3-го Украинского фронта навести понтонный мост под грузы  тонн через реку Днестр в районе города Тирасполь. Командир полка отдал распоряжение командиру второго батальона старшему лейтенанту ПанченкоА.А. разобрать три тридцатитонных парома и из всего имеющегося имущества навести мост. По расчёту штаба полка наличного имущества хватало на 130 метров. По данным взвода разведки ширина реки с учётом устройства эстакад равнялось 127 метров.

        Из наличного имущества: полупонтонов – 13, полупрогонов – 77, Щитов настилочных – 88. Было принято решение собрать шесть паромов, каждый на двух полупонтонах, прогоны в три ряда по линии моста и один замыкающий паром на одном полупонтоне, от крайних полупонтонов выдвинуть консоли до шести метров на береговые опоры. Ввиду отсутствия якорей выбросить оттяжки тросами на берег через один полупонтон с верховой стороны, недостающий настил уложить из пиломатериала. Таким образом удалось перекрыть всю ширину препятствия 127 метров. К 20:00 26 апреля мост начал пропуск грузов и функционировал только ночью. С рассветом мост разводился по паромно и тщательно маскировался в прибрежных кустах и вербах.